15 октября Священный Синод РПЦ дал свой ответ на действия Константинопольского патриархата, полностью разорвав с ним общение. Что на самом деле решили в Константинопольском патриархате и в РПЦ? Кто прав и каким может быть дальнейшее развитие событий на Украине?
11 октября решения Константинопольского Синода произвели эффект разорвавшейся бомбы, в связи с чем возникли его неверные толкования. В частности, что с Михаила Денисенко (бывшего митрополита Филарета) снята анафема, а его "патриархат" признан "канонической церковью". На самом деле в тексте решения нет слова "анафема", которого избежали по вполне ясной причине – ни у кого нет права снимать анафему, наложенную другой церковью. Там говорится, что "вышеупомянутые [Денисенко и Николай Малетич ("Макарий")] канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью".
По существу это именно провозглашение снятия анафемы, хотя и в обтекаемой форме, но в то же время не признание раскольничьих организаций в качестве "церквей", о которых не говорится ни слова, а просто принятие раскольников в общение. То есть их "церквей" Фанар не признал, но принял в общение, распространив на них свою юрисдикцию. В этом смысле говорить о том, что Фанар признал киевский "патриархат", неверно. Если бы он это сделал, то у него уже не было бы причин создавать "единую украинскую церковь".
Эти решения основаны на том, что передача Киевской митрополии 1686 года в состав Московского патриархата якобы была незаконной и Фанар ее "отменяет".
Синод РПЦ подчеркнул, что в Синодальной грамоте 1686 года и сопутствующих ей документах ничего не сказано ни о временном характере передачи Киевской митрополии в ведение Московского патриархата, ни о том, что данный акт может быть отменен. А 17-е правило IV Вселенского Собора устанавливает 30-летний срок давности для возможного соборного рассмотрения подобных споров, который истек еще при Петре Первом. Таким образом, решение Фанара является беззаконным, отметил Синод РПЦ.
Также указано на одно важное обстоятельство. Киевская митрополия 1686 года имела пределы, существенно отличавшиеся от современных границ УПЦ и охватывала лишь нынешние северо-западные области Украины – от Львовщины до Черниговщины. В наши дни она включает в себя Киев и несколько прилегающих к нему районов. Даже если Варфоломей отменяет акт 1686 года, то каким образом он претендует на огромные территории, вошедшие в состав Российской империи и СССР в последующие 300 лет и ставшие канонической территорией РПЦ?
"Нынешнее деяние Константинопольского патриархата — попытка похитить то, что никогда ему не принадлежало", – говорится в заявлении Синода РПЦ.
Киевская митрополия 1686 года на карте современной УПЦ
Что касается Денисенко, то 26 августа 1992 года Варфоломей в ответе на письмо патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Филарета писал, что там "признают полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви" и принимают это решение. А в письме от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Денисенко он же писал, что просил иерархию "впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь". То есть Варфоломей "отменяет" не только события 300-летней давности, но и свои же собственные решения.
Синод РПЦ указывает также, что на Фанаре ссылаются на несуществующие "канонические привилегии Константинопольского патриарха принимать апелляции архиереев и клириков из всех автокефальных церквей". Присвоение себе полномочий отмены судебных и иных решений других церквей — одно из проявлений нового ложного учения, о котором предупреждал Архиерейский Собор РПЦ 2008 года. Тогда Собор призвал Константинопольскую церковь "впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра канонических пределов поместных православных церквей". Собор как в воду глядел.
Что же в итоге решили в РПЦ? Что означает разрыв евхаристического общения? Евхаристия (греч. "благодарение") – это главное таинство Церкви, состоящее во вкушении верующими хлеба и разбавленного водой вина, которое, по словам Христа, установившего это таинство (Мф. 26:17-30), являются Его Телом и Кровью. Согласно догматическому учению Церкви, преложение хлеба и вина осуществляется содействием Святого Духа, Которым и была основана Церковь. То есть непризнание таинств Константинопольского патриархата означает то, что РПЦ не признает пребывание там Святого Духа и отныне не считает его полноценной церковью.
"Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами", – говорится в заявлении Синода со ссылкой на правила апостолов и соборов.
Фанар "полностью идентифицировал себя с расколом", заявил после Синода председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
"Мы не можем находиться в общении с этой церковью, оказавшейся сегодня в расколе", – сказал он.
Заметим, что решения Синода РПЦ подкреплены постановлениями Вселенских Соборов, которые в православии имеют высший авторитет и не подлежат пересмотру. Изменить их может только новый собор, но последний из них был в VIII веке. Попытка Фанара сделать это в 2016 году и закрепить за собой особые вселенские привилегии привела к отказу РПЦ и некоторых других церквей от участия в нем.
Решения же Фанара представляют собой надругательство над канонами и самим учением о Церкви, но на их стороне сила. Украина находится под властью США, которые имеют решающее влияние на Варфоломея, а он не остановится перед целью объявить "автокефалию" той структуре, которая будет создана.
Стороны зафиксировали свои позиции. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, какую позицию займут поместные церкви. Для РПЦ важно, чтобы действия Варфоломея были всеми осуждены, а затем это было закреплено собором. В идеале – чтобы все церкви разорвали с ним общение, и он остался наедине со своими украинскими раскольниками. Однако сейчас этого ожидать не стоит.
В то же время конфликт уже вышел на ту стадию, когда промолчать другие церкви не смогут. Это плюс для России, РПЦ и УПЦ. Втихомолку дать "автокефалию" раскольникам и отмашку на захват храмов и лавр не получится. Церкви неизбежно выскажутся.
Первым это сделал патриарх Сербский Ириней, который подчеркнул, что Варфоломей не имеет права "признавать раскольническую церковь" и "давать ей автокефалию". Он надеется, что "все церкви укажут" на это. Ранее о согласии с позицией РПЦ заявляли также Чешская, Польская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская церкви. Официальные реакции последуют после того, как будут получены официальные документы из Москвы, заявили уже церкви Болгарии, Грузии и Польши.
От позиции церквей будет зависеть очень многое. Это даже может остановить Варфоломея объявить "автокефалию" раскольникам, даже если они объединятся и изберут своего главу.
Очень важным будет и то, сколько епископов УПЦ предадут Церковь Христа в пользу "церкви Порошенко-Варфоломея". Это станет ясно только на "объединительном соборе" раскольников, который уже анонсирован, но еще неизвестно кода состоится. Синод РПЦ предупредил, что "переход архиереев или клириков из канонической Церкви к раскольникам или вступление с последними в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения". То есть кто уйдет в раскол, будет отлучен от Церкви. Это может задержать тех, кто хочет перебежать в новую "церковь". Поэтому спешить точно никто не будет. В идеале для РПЦ собор раскольников должен состоять только из них самих. Однако и несколько предателей из УПЦ ничего не изменят.
Первый из них уже объявился. Известный интриган и автокефалист митрополит Александр Драбинко объявил себя клириком Константинопольского патриархата. Причем хитро сделал это от имени всей УПЦ. То, что он будет первым, можно было не сомневаться. В УПЦ он всегда имел дурную славу, и его уход Церковь только очистит.
Решающим сейчас будет постепенное присоединение церквей к позиции РПЦ или к позиции Фанара. На кону очень многое. Речь идет о том, что на всей территории Украины затевается новая Брестская уния. Тогда, в 1596 году, она создала униатов, и это имело успех на землях нынешней Западной Украины. Сейчас новыми "униатами" попытаются сделать всех верующих Украины и навсегда разорвать духовное единство с Россией. В этом случае Россия потеряет поддержку на землях Киевской Руси, то есть утратит начальную часть своей истории, которая будет присвоена ставшим чужим народом. Это очень сильно подорвет историческую легитимность России.
Спор РПЦ и Фанара вышел далеко за пределы чисто церковного спора.