Акции протеста в Ингушетии стали одними из самых заметных этой осенью. И хотя переназначение главы региона 9 сентября прошло безо всяких трудностей, подписание соглашения об обмене территориями с Чеченской республикой в одночасье обрушило рейтинг Юнус-Бека Евкурова. Митинг, собравший тысячи человек, продолжался почти две недели. Конституционный суд республики счёл, что вопрос о границе не входит в компетенцию парламента, и потребовал референдума. Накал страстей оказался беспрецедентным. При этом протестующие вели себя мирно и не допускали правонарушений.
И сейчас уже можно констатировать, что в Ингушетии проявились многие давно знакомые подходы властей к решению проблем – стремление поставить народ перед свершившимся фактом и нежелание идти на какие-то уступки. Однако в силу местной специфики протестное движение не пошло на спад. Пытаясь легитимизировать соглашение и, вероятно, для того, чтобы перехватить инициативу и отвлечь людей от митинга, власть организовала народные сходы, в ходе которых пытается убедить местных жителей в необходимости такого варианта соглашения. Продолжение протестных акций намечено на конец месяца, а 30 октября должен начаться Всемирный конгресс ингушского народа.
"Власть организует сходы, но они везде провалились, народ несогласен, а в некоторых местах они были даже изгнаны. Люди уже кипят. В любой момент этих клоунов могут начать избивать. Люди даже более злы, чем в первые дни митинга", – рассказал Накануне.RU один из активистов Якуб Гогиев.
Вместе с тем, если на раннем этапе в происходящее не вмешивался Грозный, то теперь руководители Чеченской республики начали посещать Ингушетию и проводить переговоры со старейшинами, принимавшими участие в митинге. На днях лично глава Чечни Рамзан Кадыров посетил старейшину Мухажира Нальгиева.
"Мухажир, как мудрый и уважаемый человек, заявил, что я приехал к его дому достойно, как и подобает настоящему мужчине-къонаху, беседовал с большим уважением к нему, поэтому, как къонаха, просит меня простить и принять извинения. А также вернуться домой, освободив сердце от неприятного груза от случившегося. Я, в свою очередь, ради Аллаха простил Мухажиру всё, что было и, как мусульманин, тоже попросил прощения, если в его душе есть на меня обида", – так рассказал о произошедшем сам Рамзан Кадыров.
24 октября стало известно о визите в Ингушетию спикера парламента Чечни Магомеда Даудова. Парламентарий приехал в гости к старейшине Ахмеду Барахоеву, одному из лидеров протестных митингов. Как сообщает телеграм-канал Фортанга.орг, Даудов вызвал Барахоева на шариатский суд за слова, сказанные в ходе митинга в адрес главы Чечни. Барахоев заявил, что согласен явиться на шариатский суд и при этом не отказывается ни от одного своего слова, однако до разбирательства должен обсудить эту ситуацию со своими людьми. Сообщается, что поддержать старейшину прибыли тысячи людей со всей республики.
"Пока ситуация неспокойная, но в рамках. Протест никуда не ушел. И многие ингуши по-прежнему считают ситуацию оскорбительной", – отмечает научный сотрудник Научно-учебной лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Евгений Иванов. Эксперт напомнил – телеканал "Россия-2" уже победно отрапортовал об урегулировании споров, да ещё и с небольшой выгодой в пользу ингушей, а федеральный центр и Кадыров обозначили, что будут гнуть свою линию. Однако если выбор будет сделан в пользу силового нажима на лидеров протеста, да и протестующих в целом, это может лишь накалить обстановку, вызвать ответную реакцию.
"Те, кто продвигают идею обмена территориями, конечно, попытаются договориться с представителями ингушского народа, чтобы не доводить до конфликта. С течением времени активная фаза конфликта будет сходить на нет, но недосказанность и неразрешенность навсегда лягут бременем на отношения с ингушами. На Кавказе такие вещи не забывают", – рассказал Евгений Иванов Накануне.RU.
Он также напомнил, что еще недавно уступки территорий Азербайджану вызывали протесты лезгин и других жителей Южного Дагестана.
Попытки разрешения споров через шариатский суд, отметил эксперт, ещё не являются свидетельством того, что центр отстранился от происходящего. Подобная практика встречается на Кавказе, особенно в его восточной части. Даже при ДТП могут решить проблему по шариату. Так среди верующих мусульман считается честнее. Подобная практика не является исключительной для Кавказа, а также мусульмане, работающие на вахтах в северных районах страны, прибегают к исламскому праву.
В случае, если центр не предложит выходов по урегулированию и не выступит гарантом соблюдения договоренностей, то высоки риски перехода конфликта в более острую фазу. Однако, как отметил Евгений Иванов, поэтому центр воздерживается от прямого вмешательства в конфликт, чтобы не вызвать еще большего раздражения со стороны ингушского народа. Но в Кремле держат руку на пульсе и прорабатывают различные сценарии развития событий.
Таким образом, вопрос территориальный вопрос остаётся в подвешенном состоянии. Однако до конгресса ингушского народа и нового возможного витка протестов остаётся всего несколько дней.