Как гром среди ясного неба прозвучали слова аудитора Счетной палаты Юрия Росляка о том, что Государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" на период с 2019 по 2021 годы не отвечает целям стратегического развития и не решает проблему миграционного оттока.
Как?! Ведь развитие Дальнего Востока – это наш приоритет на весь ХХI век.
Каким же образом получается, что государственная программа по развитию макрорегиона не решает его основных задач? Ведь этого просто не может быть? Госпрограмма – это самый что ни на есть рабочий документ, согласно которому должно идти все развитие. В конце концов, именно в этом документе заложено финансирование на реализацию намеченных планов.
А если госпрограмма, как сказал аудитор, "не обеспечивает повышение уровня развития, особенно Байкальского региона" и "согласно ей не происходит закрепления населения", то как же она могла работать все это время?
Но задаваться такими вопросами может только тот человек, который в наше время все еще верит словам.
Ну и что, что Дальний Восток – наш приоритет? Что с того?
Госпрограмма, о которой говорил уважаемый аудитор Счетной палаты, была принята в 2013 году. С тех пор ее переделывали пять раз. То есть почти каждый год. Можно предположить, что оттачивали, так сказать, содержание? Ага, сейчас!
В 2014 году (почти сразу после принятия) та же Счетная палата проверила суть этой госпрограммы и ход ее реализации и камня на камне на этом документе не оставила.
В той информации проверяющего органа было сказано, что "дальневосточная программа не отвечает целям и задачам по средне- и долгосрочному развитию региона", что "в Госпрограмме не отражено решение проблемы закрепления и привлечения населения на территории Дальнего Востока и Байкальского региона", что "задачи и мероприятия по наращиванию участия в региональных интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе отсутствуют". И так далее, и тому подобное.
Вы не находите связи? Именно. В новой информации аудитора Росляка практически те же самые формулировки.
Это означает, что с самого начала своего существования до сегодняшнего дня госпрограмма по развитию Дальнего Востока была нежизнеспособным документом. Она не давала пути решения задач по развитию макрорегиона.
Итоги выборов президента РФ на Дальнем Востоке, который дал действующему главе государства меньше всего голосов, и последние выборы глав Хабаровского и Приморского краев наглядно продемонстрировали отношение людей к реализации этой самой госпрограммы. Потому что никаких ощутимых для людей результатов государственной политики на Дальнем Востоке нет.
Звучали лишь под фанфары громкие заявления – всем по дальневосточному гектару! Или многомиллиардные инвестиции – на российский Дальний Восток из стран АТР в территориях опережающего развития! Вот и все. А на деле: мертвая госпрограмма, льготы по налогам и тарифам для иностранцев и предприятий олигархов и продолжающийся отток населения.
Но как вы думаете, будут ли сделаны какие-то выводы из нового заявления Росляка? По-моему, это очевидно. На этот раз никто не будет перекраивать госпрограмму по шестому разу. На этот раз все звучит еще глобальнее. Сам президент РФ Владимир Путин, подтвердив приоритетность макрорегиона, недавно провозгласил, что Дальнему Востоку нужна Национальная программа.
Хочется спросить: такая же национальная программа, как перекроенная не единожды и не выполненная госпрограмма?
Вопрос: а кто будет отвечать за то, что предыдущая госпрограмма, которая номинально просуществовала пять лет, так ни к чему и не привела?
Теперь зададимся вопросом – а кто и зачем вообще создал такую госпрограмму, которая Дальнему Востоку не нужна в принципе? А создали люди, которые понятия не имеют, что это за территория и как здесь живут.
Коренной дальневосточник, экс-президент Якутии, экс-сенатор Вячеслав Штыров, под руководством которого в Совете Федерации был разработан проект комплексного закона по развитию Дальнего Востока, считает, что главных причин, по которым не идет развитие Дальнего Востока, две.
Первая: легковесный подход Правительства России к социальному развитию Дальнего Востока. Считается, что все жизненно важные для людей вопросы решатся сами по себе за счет притока инвестиций на Дальний Восток. Тогда и уровень жизни поднимется автоматически. Ну и где это все?
Люди на Дальнем Востоке живут значительно хуже, чем в среднем по России. В советское время действовала специальная система районных коэффициентов, надбавок к зарплате, проводилась особая тарифная и ценовая политика в отношении Дальнего Востока. В результате уровень жизни дальневосточников к началу 1990-ых годов был примерно на 30 процентов выше, чем в среднем по стране. Сейчас номинально заработная плата здесь выше, а уровень жизни ниже. Следовательно, надо решать вопрос по поднятию уровня жизни населения. Упорядочить (как это было в советское время) коэффициенты и надбавки к заработной плате, применять районный коэффициент к материнскому капиталу, выплачивать его на каждого ребенка. Разработать системы льготных жилищных ипотек. Создать сеть современных медицинских и курортных центров. Радикально улучшить транспортное и коммуникационное обеспечение населенных пунктов. Поддержать развитие и благоустройство дальневосточных больших и малых городов как центров организации социальной жизни территории. Ничего этого нет. Поэтому люди не только не приезжают на Дальний Восток, но и уезжают отсюда.
Вторая причина в том, что дальневосточники мало вовлечены в выполнение программных задач. На территориях опережающего развития созданы все условия для привлечения зарубежными инвесторами рабочей силы из стран происхождения капитала. На федеральных стройках господствуют всем известные московские, питерские и краснодарские "короли российских госзаказов", которые тотально используют гастербайтеров из ближнего зарубежья.
Дальневосточники же не чувствуют отдачи от тех проектов, о которых много говорят в последние годы потому, что не участвуют в их реализации. Здесь строятся нефте- и газопроводы, гиганты нефте- и газопереработки, космодром, судоверфь, электростанции и другие объекты, но местных подрядчиков почти нет. Нужны особые правовые и организационные рычаги для приоритетного участия в реализации крупных проектов местных кадров и бизнеса.
Вот мы и приходим к тому, с чего начали. Инвестиции сами по себе – будь то государственные, или частные – проблем Дальнего Востока не решают. Последние пять лет блистательно показали это.
Выходит, с самого начала, раз уж решили развивать дальневосточные территории, надо было подходить комплексно: одновременно вкладываться и в производство, и в людей. По-другому не получается. Именно это и предусматривал разработанный в свое время Советом Федерации проект закона о развитии Дальнего Востока. Но он не был принят из-за категорического возражения Правительства России. Дескать, дорого, хлопотно, трудно. Пусть рынок сам все решит.
Вот мы и потеряли время, но что еще хуже – людей, которые уезжали и продолжают уезжать с Дальнего Востока.
Если же и Национальная программа будет такой же, как предшествующая ей, то это… будет уже похоже на большой мыльный пузырь. В масштабах всей страны.