Повторные выборы губернатора в Приморье все-таки остались без кандидата-коммуниста. КПРФ заявила, что не будет участвовать в гонке, в которой ее кандидат Андрей Ищенко уже одержал победу. В партии считают, что Ищенко выиграл у "единоросса" Андрея Тарасенко в первом туре на сентябрьских выборах, результаты которых из-за фальсификаций отменил ЦИК.
"Мы считаем, что он победил на выборах в предыдущем туре. Также мы считаем, что прошедшие выборы были сфальсифицированы и эти фальсификации носят криминально-уголовный характер", – цитирует "Интерфакс" лидера КПРФ Геннадия Зюганова.
Парадоксальным образом одна сорванная избирательная кампания отзеркалила другую – несостоявшиеся выборы в Хакасии, где во второй тур вышел коммунист, но остался единственным кандидатом. "Единая Россия" и остальные партии попросту снялись.
В Приморье это могло бы походить на красный бойкот. Однако решение коммунистов было принято спустя несколько недель после начала новой кампании, все это время Ищенко активно работал, собирал подписи муниципальных депутатов. И даже когда журналисты выяснили, что кандидат уже распустил свой медиаштаб, он, не отрицая этого факта, тем не менее, заявил, что "Ищенко надо убить, чтобы он сдался". Всего через пару дней стало известно, что он уже не кандидат. Неудивительно, что КПРФ обвинили в "сливе" кампании в Приморье, а также в том, что она разменивает Приморье на Хакасию.
Журналист, член "Левого фронта", сторонник КПРФ Максим Шевченко с этим категорически не согласен. По его словам, с решением о снятии с выборов в КПРФ не затягивали, а просто держали в секрете.
"Почему не сразу? Просто это было закрытое политическое решение, но я знал о нем давно, например. Пусть власть тоже тогда о своих грязных делишках говорит заранее? А то они такие глыбы, им можно что-то хранить в секрете, а нам нет?" – заявил он Накануне.RU.
Ситуацию, в которой оказался Андрей Ищенко после того, как через пару дней после обещания не сниматься с выборов, ему пришлось сняться, Шевченко объясняет тем, что решение партии не всегда принимается с оглядкой на кандидата.
"Кандидат – это кандидат, а партия на то и партия. Есть партийное решение, решение ЦК, президиума ЦК, кандидат хочет-не хочет, а должен прислушиваться. Если Ищенко хочет, может идти самовыдвиженцем", – говорит Шевченко.
Впрочем, от предложения пойти на выборы самому Андрей Ищенко отказался ранее, заявив, что он коммунист и не может позволить себе идти не с партией.
Что касается дальнейшего развития ситуации в Приморье, то, по мнению Максима Шевченко, КПРФ стоило бы призвать к бойкоту выборов и порче бюллетеней.
"Я предлагаю приморцам побить рекорд Владимирской области по испорченным бюллетеням!" – заявил журналист.
Также ряд экспертов распространяли информацию о том, что кандидат от КПРФ имеет хорошие шансы на победу, а у его конкурента "единоросса" Олега Кожемяко плохие рейтинги и социология, несмотря на активную кампанию. Шевченко считает, что такая победа КПРФ не нужна.
"Неважно, какая была социология, в этой постыдной оперетте никак нельзя было принимать участие. В Приморье случилось такое нарушение закона, которое исключило для КПРФ возможность участвовать в выборах, поскольку Ищенко выиграл в этих выборах. Власть же задумала создать псевдовыборы, которые хочет представить как легитимные. Еще и устроили такую позу, что мол, это демократично. Сначала бандит нас обворовал, а потом говорит: "А давайте теперь по-честному" – Нет!" – заявляет он.
Политтехнолог Платон Маматов уверен, что Ищенко имел реальные шансы победить во втором туре своего первого конкурента – "единоросса" Андрея Тарасенко, прославившегося речью про "карасиков", произнесенной на встрече с президентом. Однако вместо этого кандидат от КПРФ предпочел заниматься "беготней по судам, отказавшись от ведения кампании как таковой".
"Это слив, как только они отказались от борьбы, тут же все шансы и кончились", – говорит Маматов.
После назначения повторных выборов, по мнению политтехнолога, кандидату от КПРФ ничего не оставалось, кроме как выйти из гонки. Мотивации Ищенко добавило то, что от него, как уверен Маматов, отказались спонсоры, оценив, что "ресурсов тягаться с Олегом Кожемяко нет". Благодарности от конкурента и власти Ищенко в виде каких-то уступок ждать не стоит.
"Его миньоны обвиняли Тарасенко (Андрея Тарасенко, – кандидат от "ЕР" на отмененных выборах, – прим. Накануне.RU) в изнасиловании несовершеннолетних, а фамилию Кожемяко коверкали на неприличный лад. Если власть ему простит головокружение от успехов, то это будет очень большой благодарностью, даже снисходительностью", – говорит Маматов.
Впрочем, с уходом Ищенко никуда не пропадет другая проблема в Приморье – падение интереса к выборам как таковым и озлобленность местного населения на власть.
"У Кожемяко остался сильный соперник – это перегретое протестной повесткой и ошибками прошлых властей общественное мнение. Победит его чисто и красиво – будет легитимность", – поясняет политтехнолог.