Аналитика


Порошенко пытается напугать Церковь на фоне своего же "раскола" с Варфоломеем
Политика | В бывшем СССР | За рубежом

7 ноября украинский президент Петр Порошенко открытым текстом призвал каноническую Церковь покинуть Украину, назвав ее "российской церковью". "Вам здесь нечего делать. Нечего делать вашей церкви… Домой, в Россию", – сказал олигарх. Это подчеркнуто враждебное заявление, подкрепленное немыслимыми в православном мире шагами стамбульского патриархата по легализации и усилению украинских раскольников, а также бесцеремонное вмешательство киевских властей в церковный вопрос, свидетельствуют о том, что дана команда на выдавливание Церкви с Украины и разрыв духовных связей с исторической Русью.

РПЦ давно заявляет о том, что именно США стоят за действиями стамбульского патриарха Варфоломея (он называется Константинопольским только по традиции: Константинополя нет уже почти 600 лет, а вместе с ним канули в лету и его привилегии как столицы исчезнувшей Византийской империи). После вооруженного переворота 2014 года каноническую УПЦ разными способами пытались безуспешно склонить к изменению позиции по раскольникам. Самих раскольников не раз пытались объединить, и так же безуспешно. Спустя четыре года, видя, что Церковь стоит, как скала, а главное, верующие совершенно не хотят уходить в раскол, и началась сложная игра через Варфоломея по насильственному выдавливанию Церкви с приданием видимости каноничности. План прост: легализация раскольников, их объединение и объявление для них "автокефалии". После чего каноническая УПЦ объявляется незаконной, "российской" и изгоняется с Украины.

Первый этап сейчас пройден: раскольники приняты Фанаром в общение, но не как "церкви", а просто как "верующие" (именно это было решено на Синоде Фанара). На очереди их объединение на "объединительном соборе" в одну организацию, которую и признает Варфломей.

По мнению экспертов, давлением на Церковь Порошенко нарушил тайные договоренности с президентом России Владимиром Путиным, обещая не трогать каноническую УПЦ. Так считают, например, политологи Сергей Марков, Сергей Михеев и другие.

"Предлагает своим гражданам покинуть страну"

Политолог Александр Дудчак считает, что "Порошенко не знает, что ему еще придумать, как сохранить свою власть, и, наверное, считает, что вооруженный конфликт по всей Украине поможет ему избежать ответственности за все те преступления, которые совершили он и его сообщники, начиная с майдана".

Как бы то ни было, но Порошенко требует от канонической УПЦ убираться с Украины. Причем он никогда не говорит это в глаза ее предстоятелю митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, а всегда заявляет заочно.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков подчеркнул, что "это ожидаемое заявление господина Порошенко, но совершенно беспрецедентное".

"Ни в одной демократической стране мира главе государства не придет в голову публично заявлять о том, чтобы представители той или иной религиозной организации покидали его страну просто по каким-то его частным политическим соображениям", – заявил священник.

Протоиерей Владимир Вигилянский отмечает, что "это нонсенс, когда представитель власти предлагает своим гражданам покинуть страну".

В самой УПЦ едко, но точно напомнили, кто такой президент Украины по сравнению с Церковью.

"Государству у нас 27 лет, президент всего пятый по счету, а митрополит Киевский - 152-й, надо же оценить разницу!" – заявил глава пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.

Однако антицерковная машина запущена. 7 ноября на Украину не был пущен ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий. Он приехал в Киев для участия в богослужениях и в актовом дне Киевской духовной академии, однако его задержали на пропускном пункте в аэропорту. Пограничники заявили, что у него отсутствует подтвержденная цель визита, хотя он имел приглашение от ректора Киевской духовной академии. Сам иерарх связал это с заявлением Порошенко о том, что РПЦ "нечего делать на Украине". При этом он был оперативно занесен в базу экстремистского сайта "Миротворец", за которым стоит (что является секретом полишинеля) глава МВД Арсен Аваков. На сайте указано, что архиепископ Амвросий – "противник независимости украинского православия от подконтрольной России (страна-агрессор) РПЦ". Ранее в "Миротворец" были занесены патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Киевский Онуфрий, наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел и ряд других известных архиереев.

Эти действия и сама мотивировка позволяют однозначно указать, что раскольники не являются православными христианами, а еретиками, поскольку исповедуют ересь филетизма, согласно которой церковная жизнь и границы должны подчиняться политическим соображениям. К слову, символично, что эта ересь была осуждена именно на Константинопольском соборе в 1872 году. Тогда еще константинопольские патриархи не обольщались своими "вселенскими привилегиями", это начнется примерно с 1920-х – с патриарха Мелетия II, начавшем проводить политику экуменизма – создания единой глобальной "церкви".

Филетизм Варфоломея отчетливо проявляется в том, что он постоянно повторяет, что государство Украина имеет право на автокефальную церковь, хотя автокефальное устройство может иметь только сама Церковь, но она этого не хочет.

"Государство не является объектом канонического регулирования, и тем более многие современные, законодательно светские государства не могут быть субъектом прошения о даровании автокефалии. Украинские парламентарии, проголосовавшие за президентскую инициативу об автокефалии, вообще не являются членами канонической Церкви, многие из них униаты или протестанты", – говорит митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.

Что делает Варфоломей? Он находит лазейку и объявляет об отмене передачи в 1686 году Киевской митрополии Московскому Патриархату и переводе территории УПЦ под свою юрисдикцию. Это как если бы кто-то 330 лет назад продал участок земли, а сегодня его потомок пришел и потребовал его назад на том основании, что он отменяет акт купли-продажи 330-летней давности. Варфоломей поступает именно так. Он принимает в общение всех называющих себя православными на Украине и собирается слепить из них новую "церковь", хотя по факту в нее войдут только раскольники и именно для них он старается.

Петр Порошенко, Константинопольский патриарх Варфоломей(2018)|Фото: пресс-служба президента Украины

На наших глазах разворачиваются немыслимые события. Глава государства подписывает конкордат с предстоятелем зарубежной церкви. Такое мнение в эфире телеканала "Россия-1" высказал политолог Владимир Корнилов.

"Я поражаюсь, что в XXI веке лидер государства подписывает конкордат, расписку с главой отдельной церкви. Когда последний раз конкордаты были подписаны? По сути, Гитлера с папой римским в 1933-м", – сказал Корнилов.

"Этот так называемый договор, топчущий каноны и учения Церкви, означает, что Константинопольского патриархата как религиозной инстанции больше нет; что он превратился в частную контору, которая оказывает политические услуги политикам, олигархам и самым разным организациям", – отмечает глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов.

Эти позорные действия Варфоломея, сбросившего личину приличия, говорят о том, что за его спиной стоит мощная сила, которая дала ему гарантии поддержки. Ею могут быть только США и Великобритания, которые этого не скрывают. Кстати, страны Европы по церковному вопросу благоразумно отмалчиваются.

На Фанаре погрязли в абсурде

Что касается действий Фанара, то сказать, что они вызывают недоумение, нельзя. Недоумение – это непонимание, а с Варфоломеем и его патриархатом как раз все понятно. В чисто церковной плоскости можно привести несколько вопиющих примеров. Так, в решении его Синода сказано, что на Фанаре "приступают к предоставлению автокефалии церкви Украины". Которой нет, а каноническую там уже не признают. Это чистой воды раскол. Кроме того, принято решение "восстановить ставропигию вселенского патриарха в Киеве, одну из его многочисленных ставропигий на Украине, которая там всегда существовала". Но они существовали не на Украине, которой тогда еще не было, а в Киевской митрополии. Сама же митрополия занимала примерно треть от территории нынешней УПЦ, которая достигла своих размеров именно в составе РПЦ. Почему бы вместе с "отменой" акта 1686 года Варфоломею не отказаться от остальной территории УПЦ? Потому что стоит политическая цель, и распространяется она на всю Украину.

Лидеры раскола Михаил Денисенко ("Филарет") и Николай Малетич ("Макарий") "восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью".

Здесь на Фанаре совсем запутались. В решении их Синода сказано, что Денисенко и Малетич "оказались в расколе не по догматическим причинам". Нелепость этого утверждения очевидна не то что семинаристу, а любому православному христианину. В Символе веры говорится о вере в Единую Церковь, а не многие "церкви", которые и основали раскольники. Так что они оказались в расколе как раз по догматическим причинам. Причем интересно, что Малетича вообще не отлучали от Церкви. Какого "Макария" "восстановили" на Фанаре, наверное, одному Варфоломею известно.

Но еще интереснее то, что, как заявил архиепископ Иов Геча, "митрополит Филарет и митрополит Макарий вместе с их последователями приняты в лоно церкви". Однако Малетич до ухода в раскол был всего лишь священником, а "митрополитом" объявил себя уже в расколе. Получается очень удобная схема: любой священник может основать свою "церковь", провозгласить себя там кем угодно, затем обратиться к Варфоломею, и тот его "восстановит" как надо. Ясно, что эта схема работает только "для своих" и придумана конкретно под украинских раскольников. И если на Фанаре "не признали Филарета и Макария как предстоятелей их церквей" (Геча), то почему их вообще "признали"? Ведь Денисенко был анафематствован именно за создание своей "церкви". Теперь же на Фанаре подходят избирательно: раскольников приняли, а их "церкви" – нет. Понятно, что это сделано с целью сварганить из них "незалежную церковь", то есть по политическим мотивам.

Что будет дальше?

Этот вопрос сейчас самый главный. Поместные церкви или молчат, или поддерживают РПЦ, но без особой активности, причем это разделение примерно 50 на 50. Лезть на рожон никто не хочет. А значит, ситуация будет развиваться в борьбе между Фанаром и РПЦ-УПЦ. Некоторую надежду дает склочность украинских раскольников.

После решения Фанара 11 октября в их стане ликовали: им нужно всего лишь провести "объединительный собор", избрать нового предводителя, и Варфоломей вручит ему вожделенный "томос об автокефалии". Однако прошел месяц, а ясности больше не стало. Денисенко прямо заявляет, что проведение этого собрания зависит от Варфоломея. В то же время разные источники говорят о том, что Варфоломей не хочет видеть Денисенко лидером, а тот сам не уйдет. Да, он согласился понизить свой "титул" до "митрополита", но только для Варфоломея, а на Украине именовать себя будет не иначе как "патриархом", которым он "был, есть и будет".

Вероятно, Варфоломей не хочет запачкаться, вручив свой "томос" человеку, который будет называть себя "патриархом", а настоящим патриархом его никто в православном мире не признает. Это окончательно дискредитирует и самого Варфоломея, который хочет выйти сухим из воды, ведь он позиционирует себя как "уврачевателя раскола". Кстати, в Турции есть и свои раскольники – "турецкая православная церковь". Она была основана в 1922 году при прямой поддержке властей страны по тем же причинам – не быть связанной с греческим православием, а быть своей "национальной церковью". И Варфоломей не спешит излечивать турецкий раскол, а лезет со своими рецептами в другую страну.

Пока что ситуация находится в подвешенном состоянии. Варфоломей вторгся на территорию УПЦ, объявил о легализации всех раскольников, но их "церкви" не признал, а их объединение пока не назначено на конкретную дату. Это означает, что над ними взято шефство, т.е. они перешли под власть Варфоломея в обмен на его признание. По факту же раскольники существуют так же, как и раньше, только у Малетича специальным законом забрали его главный Андреевский храм и отдали Варфоломею. Каноническая Церковь тоже непоколебима. Она не собирается участвовать в раскольничьих сходках, а тех, кто готовы перебежать, единицы, и они тут же будут запрещены в служении.

Политолог Алексей Якубин считает, что Варфоломей оказался прозорливее раскольников.

"Архиепископ Иов передал четкий посыл: вы нас активно приглашали, вы согласились играть в нашу игру – и теперь угодили в наши же силки", – сказал он.

Сообщается, что администрация Порошенко пытается продвинуть на должность предводителя своей "незалежной церкви" митрополита Винницкого и Барского Симеона из канонической УПЦ. Для киевской власти это было бы предпочтительно, так как создавало бы видимость объединения. Но если даже митрополит Симеон не против, то ему нужны твердые гарантии.

"Он не готов уходить из канонической УПЦ, пока не будут соблюдены все каноны. Опасается, как бы все процессы по объединению не получили в итоге обратную силу. Варфоломей как даст автокефалию, так послезавтра и заберет, а Симеон останется в неканонической структуре", – цитируют украинские "Вести" слова источника в УПЦ.

Сам митрополит Симеон не высказывался ни за, ни против.

"Он-то прекрасно понимает риски, которые возникнут для него после Синода в Минске [о разрыве с Фанаром]. А расчет власти вполне понятен: без канонической УПЦ "склеить" новую структуру совершенно невозможно", – уверен Якубин.

Пока известно только о двух потенциальных перебежчиках – печально известном интригане митрополите Александре Драбинко и митрополите Черкасском и Каневском Софронии. Они готовы перебежать в любой момент, но тоже при определенных условиях. Софроний прямо сказал, что не пойдет под Денисенко. Да и Драбинко не зря не спешит покидать каноническую УПЦ. При этом есть обнадеживающие основания полагать, что этими фигурами все и ограничится. А одни раскольники, даже если Варфоломей даст им "справку об автокефалии", так и останутся для всего православного мира раскольниками.

Сам факт того, что Порошенко прилетел к Варфоломею подписывать бумагу о создании "незалежной церкви", говорит о возникших сложностях, полагает глава юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов.

"Если после устных договоренностей через какое-то время возникает необходимость в письменных гарантиях, это свидетельство недоверия сторон, а значит, что-то идет не так. Неудивительно, если учитывать недоговороспособность Филарета и Макария, а также отсутствие поддержки со стороны УПЦ. Есть риск, что новосозданная ставропигия Константинопольского патриархата так и останется ставропигией", – отметил священник.

Вероятно, именно для письменной фиксации обещания получить "автокефалию" в Стамбул и прилетел Порошенко. А его призыв к канонической Церкви покинуть Украину может говорить о том, что позиции власти против Церкви не так уж сильны, коль скоро ее просто пытаются напугать.

Однако надеяться на лучшее – этого мало. РПЦ нужно проводить всеправославный собор или совещание, привлекая на свою сторону другие церкви, чтобы связать руки Варфоломею и осудить его раскольническую деятельность. Если же он пойдет на "отнятие" автокефального статуса у РПЦ, это даже может ускорить процесс. Но вряд ли Варфоломей решится выставить себя полным посмешищем.

Пока каноническая УПЦ стойко держится без прямого вмешательства России, но что киевская власть с подачи своих американских начальников выкинет завтра, предсказать невозможно. Вопрос вышел далеко за церковные границы. Варфоломей не скрывает, что его цель – оторвать Украину от остальной России. И за это они будут держаться крепко. А значит, не может оставаться в стороне и Российское государство.

митрополит Онуфрий, УПЦ МП, киев(2014)|Фото:



Евгений Чернышёв