Половина учителей по математике и четверть по русскому языку и литературе не соответствуют критериям – они не справились с заданиями единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), уверяет Рособрнадзор. Ведомство привело данные по результатам апробации тестов.
Так, по русскому языку и литературе, обществознанию и праву каждый четвертый учитель не справился с проверочными заданиями. А по математике и информатике – каждый второй. По сути, учителя прошли тот же ЕГЭ, только для преподавателей. А результатом этого исследования станет повышение их квалификации. Как сказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, цель исследования – "сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации, чтобы наша система подготовки педагогических кадров была одной из лучших в мире".
То есть спустя четверть века после того, как "лихие" реформаторы начали "улучшать" одну из лучших систем образования, они вновь заговорили о том, что необходимо сделать одну из лучших систем. Правда, речь идет именно о системе подготовки педагогических кадров, а не об образовании в целом. Хотя изначально цель ставилась совсем другая – попасть в международный топ с неблагозвучным для русского уха названием "ПИЗА". Об этом Накануне.RU рассказал доктор физико-математических наук Александр Иванов.
– Александр Владимирович, как оцените результаты исследований Рособрнадзора? Можно ли доверять ЕФОМ?
– ЕФОМ – это гроб для нашего образования. Осенью проводили тестирование этих диагностических работ для учителей. Тестирование было анонимным, во-первых, а во-вторых, добровольным. Так было объявлено изначально. Но учителей загоняли на это тестирование, естественно.
Это диагностические работы, типа ЕГЭ для школьников. Только теперь их предложили учителям – они отличаются, но, по сути, это отражение экзаменов, которые пишут школьники. Возьмите распределение первичных баллов по русскому языку и по математике у учащихся. По русскому языку основные оценки находятся в зоне высоких баллов. То есть средний школьник пишет этот ЕГЭ очень хорошо – 80-90 баллов – вот такие там оценки. А по математике ЕГЭ средний ученик пишет предельно плохо. Из первичных 32-х баллов средние оценки группируются в районе отметки "10". 10 из 32, а наверху – там вообще ничего нет, единицы.
Статистика этих двух экзаменов в точности отражает результаты, которые должны были показать учителя по аналогичным тестам. Как школьники пишут тесты, так и учителя. Потому что ЕГЭ абсолютно неадекватно по математике. Задания чужды школе по сути своей. Так что статистику, которую показали учителя, можно было сразу предсказать.
– Теперь говорят, что целью было формирование системы педагогического образования и повышения квалификации…
– Но мероприятие было объявлено как апробация самого теста. То есть это проверка диагностических работ – насколько они адекватны. Не учителей проверяли, а с их помощью проверяли тест – так было объявлено изначально тем же Кравцовым.
Сам тест был безобразен, задания были с грубейшими, вопиющими ошибками! Я не знаю, кто их составлял, какой "специалист"? На такие тесты многие учителя отреагировали просто – написали большую букву "Х" на весь лист и сдали. Серьезно к этому относиться было нельзя!
Мероприятие провели, и теперь Кравцов говорит, что "у нас половина учителей математики не соответствует"… Чему не соответствует? Этому кретинскому тесту, который они предложили в таком формате? Этот человек нанес грубейшее профессиональное оскорбление всему учительскому сообществу, министру просвещения и ее коллегам.
И ведь он ни за что не отвечает. Его ткнули носом в утечки прототипов ЕГЭ – так что они там устроили, этот процесс с Гущиным… А теперь этот тест, который изначально ничего хорошего в себе не несет.
– Почему это "гроб для образования"?
– Тест просто вредительский – он убьет школьное образование. Во-первых, учитель не в состоянии написать ЕГЭ в том скоростном режиме, в котором его пишут дети, особенно пожилой учитель, который прекрасно владеет методикой по обучению детей, но просто не может выполнять эти тесты на скорость.
И вот наши пенсионеры в образовании – их просто изгонят из школы. Это последние кадры, которые еще что-то могут дать. Это просто безобразие, с которым нужно бороться всеми силами.
– Теперь говорят, что это направлено на формирование "одной из лучших в мире системы подготовки педагогических кадров" – а что, 25 лет назад она не была "одной из лучших в мире"?
– Была. Но надо понимать, что стоит за выражением "одной из лучших в мире". Они все делают по критериям системы "ПИЗА" (PISA, Programme for International Student Assessment – международная программа по оценке образовательных достижений, – прим.). Вот они по этой "ПИЗЕ" хотят войти в десятку лучших стран мира, на это даже поручение президента есть.
Чего они хотят? Они хотят, чтобы мы в каких-то рейтингах куда-то продвинулись. Для этого своя система придумана – эта профессиональная аттестация, этот самый ЕФОМ. Они хотят в этой их системе, которая никакого отношения к качеству образования у нас не имеет, продвинуться вверх, им надо повышать квалификацию. В чем? В умениях писать эти тестики – так вопрос ставится.
Посадить этих учителей за тренажеры, на дистанционные курсы, устроить платные курсы повышения квалификации – вот иди и учись. А там будут натаскивать на эти тесты. Как детей натаскивают, так буду натаскивать и учителей. Ну, какой уважающий себя учитель будет этим заниматься?
– То есть главное – тесты и рейтинги? О самом образовании как таковом речи не идет?
– Вот они натаскаются, поднимут эти показатели ЕФОМ, о которых Кравцов говорит… А дальше – почему он заявил, что половина учителей не написала тест? А его греет мысль, что через год, когда он всех через мясорубку пропустит, всех лицом в грязь окунет и заставит этим заниматься – будет не половина. Можно будет задания попроще дать, формат определить заранее, чтобы все было известно. Будет прогресс, но чисто формальный. Об этом идет речь, но образование-то они убьют.