Транспортная реформа в Екатеринбурге должна стартовать 1 июля 2019 года, при этом в качестве альтернативы трамваям, троллейбусам, автобусам и метро в областной столице предлагают канатную дорогу.
Столь оригинальное решение одной из главных проблем мегаполиса, где наземный транспорт постоянно стоит в дорожных пробках, предложил глава города Александр Высокинский на встрече с журналистами в преддверии форума "Города России 2030: цифровое будущее".
"По секрету вам скажу, мы сейчас смотрим на эффективность использования канатной дороги, – поделился планами мэр. – Такие работают в Нью-Йорке, в Нижнем Новгороде, это большие транспортные схемы. Средняя скорость движения "канатки" – около 20-30 км в час. Когда мы строим "канатку", нам не нужны колоссальные путепроводы для трамваев, огромные затраты для выноса сетей".
По замыслу градоначальника, в Екатеринбурге можно построить линии канатной дороги, соединяющие станцию метро "Ботаническая" с жилыми районами Академический и Химмаш. При этом "воздушка", считает Высокинский, должна обойтись дешевле организации трамвайного движения. Пока даже примерная сумма неизвестна, но (для сравнения) только на обновление подвижного состава городского наземного транспорта понадобится примерно 5-6 млрд руб. Эти средства городская администрация наверняка будет искать в карманах пассажиров, повышая стоимость проезда, или через создание концессии с привлечением инвесторов, что, впрочем, тоже приведет к росту тарифа.
Можно предположить, что идея "канатки" в таком случае просто является отвлекающим маневром – как Чемпионат мира по футболу во время пенсионной "реформы". Ну, а почему нет? В Екатеринбурге власть избрана на пять лет, карт-бланш на руководство получен, можно развязать руки по всем направлениям, в том числе собирая с населения деньги на транспортную реформу. Тем более, что вопрос строительства второй ветки метро, по поводу которого появился было оптимизм в участием Екатеринбурга в заявке на проведение "Экспо-2025", опять вернулся к исходному состоянию: судя по настроению народных избранников из думы Екатеринбурга на состоявшемся вчера заседании, развития подземки ждать не приходится.
Об этом, в частности, говорил депутат Владимир Крицкий, сетовавший на то, что администрация города не планирует проектировать вторую ветку метро как минимум три года – в бюджете Екатеринбурга на 2019-2021 гг. эти средства не предусмотрены. Крицкий подчеркнул, что Екатеринбург не получит денег на строительство новой ветки без заранее подготовленного проекта – даже если появятся деньги.
Напомним, что в августе этого года заместитель главы администрации Екатеринбурга Алексей Кожемяко сообщил, что строительство новых веток метро не является приоритетом для руководства города, поскольку подземка, в отличие от городского наземного транспорта, не предполагает использования частных средств (путем заключения концессионных соглашений).
Что касается организации в Екатеринбурге транспортного сообщения посредством канатных дорог, то идея на самом деле не нова. В 2011 г. ее озвучил прежний глава горадминистрации Александр Якоб, далее она обсуждалась на заседании транспортного совета. А в мае этого года вице-мэр Екатеринбурга по транспорту Евгений Архипов в интервью 66.ru заявил, что городские власти получили предложение от белорусских инвесторов, готовых построить подвижной состав, который перемещается над землей по специальной рельсово-струнной эстакаде.
"Они нам предложили провести трассировку до ЖБИ и Академического, – сказал тогда Архипов. – Мы думаем. Нас останавливает то, что успешных примеров использования пока не существует. Проект сырой, ему всего два года. И непонятно, сколько это будет стоить. Пока ничего конкретного".
А в июле 2018 г. Накануне.RU рассказывало о предложении заместителя главы администрации Екатеринбурга Алексея Белышева об организации скайвея над парком Маяковского.
"Надеяться [на появление ветки метро до ВИЗа] стоит. Но мы считаем, что есть другие способы, есть высокоскоростной рельсовый транспорт, есть "скайвей". Мы рассматриваем комбинации всех возможных элементов. Метро – это затраты по времени и по деньгам. Конечно, оно будет, если говорить о финальной перспективе. Где уместно, это будет "скайвей". Парк Маяковского мы будем пересекать с помощью такого необычного вида общественного транспорта. Но с ВИЗа-правобережного вы, скорее всего, будете добираться обособленным наземным электрорельсовым транспортом", – сообщил Алексей Белышев.
Что касается подвесной дороги, то, по опыту других стран, ее эксплуатация в туристических целях прибыльна, а у нас она станет необычным аттракционом. Даже если обратить внимание на "канатку" в Нижнем Новгороде, которую привел для примера Высокинский, то там этот объект был необходим муниципалитету как альтернатива мосту и речному транспорту (кстати, проехать в одну сторону через Волгу, а это 3,6 км, стоит 100 руб.).
По мнению депутата думы Екатеринбурга Дмитрия Сергина, "канатка" в Екатеринбурге может представлять интерес для туристов, но не для рядовых горожан.
"Мне представляется, что "канатка" уместна там, где горная местность или как способ преодоления водных преград, – сказал Накануне.RU депутат. – Если это переносить на наш рельеф, то здесь практичнее была бы монорельсовая дорога, которая по своим характеристикам ближе к городскому трамваю".
Коллега Сергина по думе Григорий Вихарев убежден, что продолжение строительства подземки для Екатеринбурга гораздо актуальнее проектов, связанных с воздушным транспортом.
"Думаю, жители города отдали бы приоритет развитию метро, – поделился с Накануне.RU депутат. – Однако даже на проектирование новой ветки в бюджете Екатеринбурга на трехлетнюю перспективу средства не предусмотрены. Может быть, что-то изменится, когда мы узнаем результаты голосования по "Экспо-2025". Но я призываю общественность резко не реагировать на такие высказывания подобного рода [Высокинского о "канатке"], потому что они имеют, скорее, теоретический смысл. Но горожане были бы намного благодарнее мэру за вторую ветку метро".
А депутат Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер, который активно участвует в обсуждении бюджета региона на 2019 г. и трехлетнюю перспективу, заявил Накануне.RU, что Высокинский прав, предлагая экзотический способ развития гортранспорта.
"Мэр должен создавать, в том числе, инвестиционный климат, какую-то привлекательность города, – считает парламентарий. – Но с точки зрения перераспределения пассажиропотока, все эти канатные дороги не решат проблему даже на один процент. Все, что касается настоящих перевозок пассажиров, конечно, относится только к отработанным схемам, а главное – метро. Честно говоря, меня очень тревожит, что городские власти не планируют разработку проекта новой ветки. Я вас уверяю, никто с нами разговаривать, в том числе на федеральном уровне, не станет, пока не предоставим проект – без него в Москве нас воспринимают, как болтунов, не заявляющих о серьезности своих намерений".