Чем ближе скандальные перевыборы в Приморье – тем больше пряников достается электорату. Долго тянущаяся кампания по переносу столицы Дальневосточного федерального округа из Хабаровска во Владивосток, наконец, получает свои завершающие штрихи – накануне поддержку этой идее, вроде бы, дал Владимир Путин. "Вроде бы" дал, потому что, как оказалось, на резолюции с положительным ответом была указана дата 7 декабря 2017 года. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заверил, что это всего лишь описка, а исправленный документ будет позже.
Между тем, с выборов губернатора Приморья продолжают сниматься кандидаты. На этот раз это был кандидат от "Патриотов России". Игорь Степаненко, как он рассказал, ему якобы помешала социология: "Я получил результаты социологических исследований по своему рейтингу. Проанализировал его и пришел к выводу, что темпы электоральной мобилизации в моей избирательной кампании существенно отстают от прогнозируемых параметров, необходимых для победы".
Таким образом, на перевыборах будут четыре кандидата: Олег Кожемяко, который после провального тура выступает как самовыдвиженец, но за которым скрывается команда и штаб "Единой России", Андрей Андрейченко от ЛДПР, который в первый раз получил лишь 9,27%, заняв четвертое место из пяти, Алексей Тимченко от "Партии Роста" и Роза Чемерис от "Народной партии "За женщин России". И хотя, вроде бы, Кожемяко теперь уж точно окружен сплошными "техническими кандидатами", очевидно, у власти остаются опасения насчет результатов – ведь может получиться, как в Хабаровске, где "технический кандидат" Фургал стал "техническим губернатором", подвинув "единоросса".
И пока вокруг перевыборов в Приморье сохраняется неопределенность, то и перенос столицы ДФО поддержан Кремлем на словах, а не документально. О разворачивающейся кампании в пользу "кандидата от власти" Кожемяко Накануне.RU рассказал директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
– О поддержке Путиным переноса столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток объявлено за несколько дней до перевыборов в Приморье. Совпадение?
– Это стопроцентно предвыборная история – не зря изначально предложение было внесено на старте кампании Кожемяко, чтобы ему сразу позиционироваться как политику, который думает об интересах региона и имеет определенные лоббистские возможности в Москве. А само решение принято в последнюю неделю избирательной кампании, потому что, если бы оно было принято раньше, то эффект от мобилизации электората был бы низкий.
Сейчас в Кремле рассчитывают, что это предложение окажет необходимое мобилизующее воздействие на общество. Наверняка, у истории будет продолжение. Вот вчера появился слух, что Владимир Путин одобрил предложение – появились якобы бумаги, через некоторое время Песков высказался, а сам указ появится, наверное, ближе к концу недели, чтобы всю эту историю растянуть – чтобы электорат не расслаблялся.
Так что это стопроцентно предвыборная история с одной целью – бонусы Кожемяко.
– Другая история с Хабаровском, где выбрали представителя от ЛДПР – будто власти уводят столицу еще и потому, что там выбрали "не того", поддерживаете такую точку зрения?
– Неизвестно, насколько можно доверять этому, но это не месть, но большое "фи" "неблагодарным жителям Хабаровска". Якобы Владимир Путин обижен на те регионы, которые не оказали ему нужной поддержки и доверия, потому что он столько сделал, а в обмен – "неблагодарность".
Опять же, так говорят злопыхатели – четкой фактуры, на которую можно опираться, эта версия не имеет, в отличие от первого момента с бонусами для Приморья, где избирательная кампания торчит из всех щелей.
– Получается, президент "обижен" именно за президентские выборы? Или все-таки на губернаторские?
– В том-то и дело, что отчасти, да, вроде как, за губернаторские выборы, но отчасти и за президентские (Хабаровский край проголосовал 65,78% за Путина; 18,42% за Грудидина, – прим.).
В том-то и проблема, что "неблагодарный народ" не оценивает исторических свершений.
Но, повторюсь, на чем такая информация основывается, неизвестно.
– Значит ли назначение Валерия Лимаренко на пост врио губернатора Сахалинской области, что Кремль уверен, что Кожемяко уже не вернется туда и точно выиграет выборы?
– В этом большой вопрос. И большой вопрос, почему с выборов снялся представитель "Патриотов России". А также большой вопрос, почему сначала шла социология о том, что рейтинги Кожемяко растут, а в последние две недели полный молчок – может быть, у Кожемяко не все так хорошо с рейтингами? Может быть, кандидат, который снялся от "Патриотов России", имел шансы выйти во второй тур?
То есть, наверное, нет стопроцентных гарантий победы Кожемяко в первом туре – и именно поэтому на Сахалин назначили человека из Москвы, управляемого и являющегося стопроцентной креатурой Сергея Кириенко. Это представитель его команды.
– То есть власть перестраховывается?
– Наверное, это делается для перестраховки в том случае, если Кожемяко проиграет и будет вынужден возвращаться на Сахалин – тогда Лимаренко стопроцентно напишет заявление "по собственному желанию".
А если бы поставили кого-то из местных, то, если сейчас Кожемяко проигрывает, не факт, что "местный" напишет заявление "по собственному желанию". А увольнять врио губернатора "по утрате доверия", которого ты же сам и назначил несколько недель назад – не совсем логично.
В целом, я не уверен, что вопрос по Сахалину решен. Скорее всего, назначили на пост врио губернатора управляемого человека, который в случае чего напишет заявление.
– Получается, сама кампания по переносу столицы имеет первоочередной целью именно политические бонусы для кандидата от власти, а уж даст ли это экономические плюсы региону – как получится?
– Именно перенос столицы – конечно, да. Потому что само по себе это решение мало что дает, носит символический характер. Да, переместится аппарат чиновников, но он у полпреда немногочисленный, то есть это не создаст серьезного мультипликативного эффекта, рабочих мест. Зато некоторые чиновники, которые ездили на аудиенцию в Хабаровск, снимали гостиницы и прочее – будут делать это во Владивостоке. То есть экономический эффект от этого будет небольшой. Это действительно носит больше символическое значение.