Аналитика


НПЗ, который должен был стать "визитной карточкой" современной нефтянки, остановил переработку
Экономика | Тюменская область | Уральский ФО | В России

Владелец нефтеперерабатывающих заводов – Группа "Новый поток" – в ноябре получила стратегического партнера в лице государственного "Сбербанка", а меньше чем через месяц Антипинский НПЗ остановил переработку нефти из-за нехватки средств на закупку сырья. Произошло это на фоне дорожающих цен на топливо и заключения соглашения между правительством РФ и нефтяниками об их заморозке. Новые поставки будут осуществляться на кредитные деньги госбанка, суммарно "Сбербанк" одобрил тюменскому НПЗ лимиты в размере 14,5 млрд руб. Текущее положение сегмента нефтепеработки в России не позволяет НПЗ, в особенности частным, не имеющим добычных активов, работать с прибылью. В то же время "избыточные" мощности и слабые экспортные возможности отпугивают инвесторов.

Построенный с ноля АНПЗ (основными владельцами считаются глава совета директоров Дмитрий Мазуров и соучредитель адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", сокурсник президента РФ Владимира Путина Николай Егоров) добился рекордной для российских заводов глубины переработки – 98%. "Визитная карточка" – так экс-губернатор Тюменской области Владимир Якушев называл предприятие еще три года назад – в последнее время заметно поблекла.

"Как только у нас появится собственная линейка продуктов (а, помимо дизеля и бензинов, это сжиженные газы – пропан и бутан), мы начнем скупать заправки активно", – говорил Дмитрий Мазуров журналистам во время открытия установки глубокой переработки мазута в 2016 г. Он обещал залить "дизелем" все регионы Уральского округа, по факту топлива не хватает даже для собственной сети в Тюменской области.

Дальше – больше. Информация о приостановке переработки нефти на Антипинском и Афипском НПЗ "Нового потока" появлялась и раньше, но группа опровергала данные. В декабре остановка поставок получила официальное подтверждение. В пресс-службе АНПЗ Накануне.RU уточнили, что к концу недели реализация дизельного топлива на АЗС "Нового потока" возобновится, поступление сырья на завод также ожидается в ближайшее время.

По данным СПАРК-Интерфакс, в 2017 г. чистая прибыль АНПЗ снизилась с 1,2 млрд руб. до 26,2 млн руб. При этом в планах предприятия – выпуск нефтехимии, рассказывал на Тюменском нефтегазовом форуме глава совета директоров АНПЗ Дмитрий Мазуров. Позднее сам он оценил возможные инвестиции в $3–4 млрд, из которых порядка 20% предприятие планировало привлечь у какого-либо "финансового института". Вероятно, этим институтом станет "Сбербанк", но занимать заводу пришлось не на выпуск продукции высоких переделов, а на закупку сырья для уже существующих установок.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream, Дмитрий Мазуров(2016)|Фото: накануне.ru

Остановку переработки нельзя объяснить конъюнктурой рынка, об этом рассказала Накануне.RU исполнительный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова.

"Антипинский НПЗ является флагманом отечественной нефтепереработки, глубина переработки предприятия составляет 98%. Завод ещё в 2016 году отказался от производства мазута и в текущем году начал производство бензинов ЕВРО-5. В конце ноября – декабре текущего года конъюнктура рынка демонстрирует высокую маржинальность реализации моторного топлива на внутреннем рынке как на фоне падения мировых цен на нефть, так и установленных индикативных расценок в мелкооптовом сегменте, превышающих текущие индексы экспортной альтернативы. Сложности с закупкой нефтяного сырья могут быть взаимосвязаны как с ограничением ресурсов для поставки в период высокой маржинальности нефтепереработки, так и с ограничением доступа к финансированию и требованиями банка получения гарантий от грузополучателей в долгосрочном формате на фоне нестабильности на мировом и внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов", – говорит она.

В 2017 г. на российских НПЗ переработано 280 млн т нефти, при этом потребление внутри страны – только 153 млн т. Избыток перерабатывающих мощностей для внутреннего рынка, с одной стороны, и отсутствие поставок нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью на рынки внешние с другой, делает работу сектора убыточной, говорит профессор РГУ им. Губкина, кандидат технических наук Валерий Бессель. Отсюда проблемы, с которыми периодически сталкиваются НПЗ.

"Почему Антипинскому НПЗ не на что покупать нефть? Потому что нет рынка для реализации нефтепродуктов. Переработка остановлена из-за отсутствия свободного денежного потока, а он формируется за счет выручки от продажи топлива на АЗС. Варианта два: либо привлекать кредиты, либо пытаться продать себя кому-то из менеджеров добывающих компаний. Но, судя по всему, никто из них не заинтересовался активом", – поделился своей точкой зрения с Накануне.RU эксперт.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream(2016)|Фото: накануне.ru

Добычные мощности крупных компаний – "Роснефти", "Газпром нефти", ЛУКОЙЛа – превышают их мощности по переработке. Но компании заинтересованы иметь НПЗ там, где есть покупатели и рынок, то есть в сегодняшней ситуации – за пределами России или близко к ее границам. По этой причине "Роснефть", например, купила второй крупнейший НПЗ в Индии Essar Oil. НПЗ в СССР строились в той же логике.

"Все самые современные НПЗ были у границ страны – в Белоруссии, Литве, Украине. Это нужно для оптимизации затрат на логистику, у нефтепродуктов она более дорогая, нежели у сырой нефти или мазута, так как часть продукции доставляется только в расфасованном виде. После развала СССР у нас остались заводы, которые сформировались в период Второй мировой войны при переносе производств, а всех лучших НПЗ мы лишились", – рассказал Бессель.

Почти все 400 млн т российского сырьевого экспорта – сырая нефть или мазут, который является результатом первичной переработки нефти и стоит порой дешевле сырья. Проблема и в том, что не все ключевые партнеры России заинтересованы в продукции высоких переделов. Так, Китай развивает собственную переработку, в 2017 г. через НПЗ Поднебесной прошло 600 млн т нефти.

"Да, мы хотели бы поставлять продукцию с высокой добавленной стоимостью, но для этого нужно предложить нефтепродукты, конкурентные с теми, что уже представлены мировыми игроками – Shell, Exxon Mobil, Total. Существует индекс Нельсона, который показывает коэффициент сложности НПЗ. Самый высокий индекс на заводах США – 12,5, на европейских НПЗ – 10, на российских – в среднем 4,4, лишь на некоторых заводах он достигает 5", – говорит Бессель.

При этом найти деньги на модернизацию мощностей российские НПЗ не могут, потому что серьезные инвестиции в существующую переработку будут нерентабельны. Можно потратить деньги, но вернуть инвестиции можно только через рынок, которого, как утверждает эксперт, "нет внутри страны".

На этом фоне российский нефтегазовый сектор остается недоинвестированным: если в среднем в мире на тонну добываемого сырья приходится $90 вложений, то в России $20.

Ожиданий всплеска инвестиций за счет роста потребительского или инфраструктурного рынка в России нет, прогнозируемые темпы экономического развития не позволят существенно увеличить спрос. Решать проблему в стране пытаются отчасти за счет "налогового маневра", из-за которого НПЗ будут вынуждены сократить свои непроизводительные расходы, проще говоря, сократить избыточную на сегодняшний день переработку.

В Минэнерго прогнозируют, что сегодняшние объемы могут снизиться на 30 млн т. На стимулирующие меры – отрицательный акциз и демпфирующую компоненту все НПЗ рассчитывать не смогут, говорит Тамара Сафонова.

"В зоне риска будут находиться в основном НПЗ, ориентированные на обеспечение внутреннего рынка и расположенные на значительном расстоянии от экспортных терминалов. В то же время НПЗ, расположенные в непосредственной близости к портам отгрузки на экспорт, смогут обеспечить эффективность на фоне экспорта нафты, вакуумного газойля, мазута и дизельного топлива и других востребованных на внешнем рынке нефтепродуктов вне зависимости от конъюнктуры мировых нефтяных цен и законодательных норм получения отрицательного акциза на нефть", – отмечает она.



Алёна Ласкутова