Аналитика


В Приморье власть выиграла сражение, а не войну с протестом
Политика | Дальневосточный ФО | В России | Приморский край

В Приморье подводят итоги повторных выборов губернатора. По предварительным подсчетам, лидирует кандидат от партии "Единая Россия" Олег Кожемяко. После подсчета 57% протоколов он набирает более 60% голосов. Его ближайший конкурент – "жириновец" Андрей Андрейченко только 26%.

Впрочем, результаты выборов сразу же поставили под сомнение. Приморье и на повторных выборах сумело подарить сенсацию. Впервые через некий источник в крупные СМИ "утекли данные" так называемых экзит-пулов (опрос избирателей на выходе с участков) ФСО, тем самым было публично подтверждено их существование.

Источник РБК, близкий к штабу врио главы Приморья Олега Кожемяко, сообщил изданию данные закрытого опроса ФСО, сделанного на выходе с избирательных участков. По его словам, более 40% опрошенных отказались отвечать, за кого голосовали. Среди тех, кто ответил, 48% сказали, что отдали голос за Кожемяко. Еще 37% сказали, что голосовали за кандидата от ЛДПР Андрея Андрейченко, говорит собеседник РБК. Позже похожие цифры отказавшихся появились в профессиональной группе политтехнологов в Facebook "ПАПКИТ".

Тем не менее, эксперты Накануне.RU согласны с тем, что Кожемяко ждет предсказуемая победа. Тем более, что "основной" его соперник уже признал поражение. Однако и в том, что у кандидата от власти на повторных выборах не осталось ни одного реального соперника, кроме протестных настроений, эксперты также сошлись.

Хоть какую-то интригу выборы в Приморье утратили после того, как "красный" кандидат Андрей Ищенко, по сути выигравший кампанию в сентябре, не смог пройти муниципальный фильтр и собрать подписи. Повторные выборы в регионе происходили уже без кандидата, из-за нарушений против которого, собственно, ЦИК и отменил итоги голосования.

сторонники КПРФ у здания администрации Приморского края, Андрей Ищенко(2018)|Фото: kprf.ru

"Было бы странно, если бы при таком жестком сценировании кампании Кожемяко не выиграл. Угроза попадания Кожемяко во второй тур признавалась большинством экспертов реальной задолго до дня голосования. Но для Кремля это недопустимо по понятным причинам, поэтому результат и то, каким образом он достигался, получился предсказуемым", – комментирует политолог Максим Жаров.

Решение о невыдвижении Ищенко, напомним, было принято в середине подготовки к повторным выборам. О том, что Андрей Ищенко не пойдет на выборы, объявила его партия – КПРФ. Коммунисты заявили, что их кандидат уже победил на сентябрьских выборах, когда в Приморье голосовали за губернатора вместе с остальными регионами страны. Тут стоит отметить, что в сентябре избрать нового главу края в первом туре не получилось. Объявили тур второй, в котором коммунист Ищенко набрал 48%, а его соперник якобы 52%. Причем недостающие для победы голоса "единоросс" получил в последний момент на подсчете голосов с отдаленных участков. Быстро выяснилось, что последние проценты "ЕР" набрала за счет чего-то, очень похожего на фальсификации, и ЦИК отменил выборы вовсе и назначил повторные. На которые Ищенко уже выдвинуться не смог, несмотря на то, что он пренебрег решением партии и заявился самовыдвиженцем. Пройти обязательный муниципальный фильтр и собрать подписи избирателей ему не удалось. Что, впрочем, было ожидаемо и для наблюдателей, и для соперников Ищенко.

"Думаю, что основной причиной невыдвижения Ищенко стало понимание им реалий и осознание того факта, что губернатором Приморья он быть не хочет и не может. Он – бизнесмен, который, как и его "старший собрат", Павел Грудинин, был привлечен к участию в выборах случайно, и в результате резкого обострения отношений избирателя и власти вдруг стал реальным претендентом на губернаторский пост", – говорит политолог Максим Жаров.

К слову, не участвовавшая формально в выборах оппозиция призывала не давать голосов Кожемяко, повторяя тем самым тактику "единороссов" в Хакасии. Андрей Ищенко призвал портить бюллетени, вписывая его фамилию ручкой. Сам он сделал так же, о чем записал соответствующий ролик.

Политолог Константин Калачев считает именно Ищенко "главным проигравшим" в этой истории как раз из-за призыва портить бюллетени.

"Недолго светила его звезда. Пора зажигать новую. Призыв портить бюллетени сыграет против вчерашнего героя. Его нынешнюю поддержку будут считать по ним (декабрьским выборам, – прим. Накануне.RU). А мог ведь результат Андрейченко, каким бы он в итоге ни был, приписать себе. Вроде как, передал ему часть поддержки земляков. Но тот оказался не так крут, как оригинал. Ищенко все-таки не политик. Бизнесмен. Кожемяко в итоге наберет на 130-140 тыс. голосов больше Ищенко. Вот уж кто сам себя перехитрил", – говорит Калачев.

Впрочем, Андрейченко, конечно, ничем не угрожал кандидату от власти. Олегу Кожемяко, срочно присланному из Сахалина тушить электоральный пожар за своим предшественником, на этих выборах противостояло трое соперников. Ни об одном из троих, полагают эксперты Накануне.RU, нельзя сказать, что он мог составить реальную конкуренцию бывшему главе Сахалина.

"Реальным соперником был протест, и неважно, кто его выражает, Ищенко или Андрейченко", – комментирует Накануне.RU политтехнолог Платон Маматов.

В том же духе, что бороться Кожемяко приходилось прежде всего с протестными настроениями, высказывается и политолог Максим Жаров.

"Реальных соперников, если говорить о персоналиях, у Кожемяко не было. Главный враг Кожемяко – это бунтующий избиратель, хорошо освоившийся в сентябре с практикой голосования за кого угодно, но только не за кандидата от власти. Поэтому против этого врага в ход было пущено все, что только можно, не считаясь с последствиями", – говорит Жаров.

Таким образом, победа Кожемяко над соседями по бюллетеню не означает победы полной. Это выигранное сражение, а не битва.

Владимир Путин, Олег Кожемяко(2018)|Фото: kremlin.ru

"По мне, стратегия Кожемяко была эффективной и безальтернативной. Драйвер развития, защитник и лоббист интересов региона. Но это порождает высокие ожидания, с которыми придется жить и работать дальше. Пока выиграно сражение, но еще не битва за умы и сердца. Об итогах битвы поговорим через год-два", – говорит политолог Константин Калачев.

Сумел ли Кожемяко победить протест, успокоили ли повторные выборы оскорбленных избирателей? В конце концов, ведь именно ради этого его, избранного губернатора, срочно снимали с Сахалина (оставив регион-остров на три месяца обезглавленным, что чуть не привело к транспортному коллапсу и срыву отопительного сезона).

"Проблема протестного голосования в Приморье не решена. Почти 30% голосов у кандидата от ЛДПР Андрейченко, который был "техническим" кандидатом и кампании не вел, означают, что в большинстве своем жители Приморья не поверили обещаниям, раздаваемым от имени Кожемяко. Избранному губернатору теперь предстоит вести себя очень аккуратно и в кратчайшие сроки попытаться наладить диалог с населением", – считает Максим Жаров.

Политтехнолог Платон Маматов говорит, что проблему конкретно Приморья повторные выборы решили, однако подобная ситуация с огромной долей вероятности скоро повторится в других регионах, где будут проходить выборы.

"Удалось решить в Приморье, но скоро нас ждут веселые новости из других регионов", – отмечает Маматов.

Политолог Константин Калачев рассказывает, как финал электоральной саги на Дальнем Востоке окажет влияние на федеральные подходы к выборам.

Он обращает внимание на то, что cвой победный результат Кожемяко получил в отдаленных районах и городах областного подчинения, а не в столице Приморья – Владивостоке. Население таких муниципалитетов и будут мобилизовывать на выборы.

"Что показали эти судьбоносные для страны выборы? Судьбу выборов решили Находка, Уссурийск, Артем, Спасск-Дальний и другие. Владивосток остался для власти проблемным. Если рассматривать это как модель будущих общефедеральных выборов, то вывод очевиден.

На этом предложение развивать городские агломерации надо закрывать. Самый лояльный избиратель – человек с доходами ниже средних, со средним образованием, житель небольших городов и сел. Именно их мобилизация дает максимальный результат. Именно они лучше всего воспринимают "кампании реальных дел" и обещания светлого будущего", – говорит Калачев.



Иван Зуев