О том, как развивается Дальний Восток, можно судить даже по отдельной отрасли – энергетической. Энергетика – отрасль не для слабонервных. Работать в ней непросто, а понять суть ее организации и тарифообразование простым смертным, как говорится, "без пол-литра" вообще невозможно. Но на самом деле бардак там, как и все в нашей стране на сегодняшний день, абсолютно рукотворный.
Закон на три года – а что дальше?
Сначала для тех, кто не знал: именно в отношении на глазах разрастающегося Дальнего Востока с 2017 года начал действовать закон об усреднении тарифов на электроэнергию до среднероссийского уровня.
Суть принятого механизма проста: со всех потребителей электрической энергии страны собирается по чуть-чуть и отправляется на Дальний Восток. Называется этот механизм – "перекрестное субсидирование". Такой способ помочь отдаленным территориям, где стоимость за киловатт в час может доходить до 200 руб., в нашей стране применяется давно. Правда, он действовал в отдельных субъектах. А теперь – в отношении целого макрорегиона. Если быть еще точнее – для юридических лиц, а населения понижение цен на энерготарифы не коснулось.
Понятно, что решение помочь дальневосточным территориям созрело неспроста – стоимость электроэнергии здесь намного выше, чем в целом по стране. И объясняется это не отсутствием источников генерации, а тем, что мало потребителей. В результате тариф на электроэнергию получается очень высоким и, разумеется, в такой ситуации ни о каком значимом экономическом развитии субъектов говорить не приходится.
После введения закона в Камчатском крае, Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и на Чукотке тариф на электроэнергию снизился. В других субъектах Дальнего Востока он изначально был такой же, как и в среднем по России.
В итоге, к началу 2019 года, в попавших под реформу субъектах увеличился объем потребления электроэнергии, выросли экономические показатели. Экономия бюджетов коммерческих предприятий, по данным Минвостокразвития, составила порядка 43 млрд руб., бюджетов субъектов – порядка 14 млрд руб.
Тариф снизился, результат есть. Но закон был принят всего на три года – с 2017 по 2020-й. И теперь начались поползновения с разных сторон, чтобы на этом остановиться. Мол, побаловались и хватит.
Кто ввел в заблуждение президента?
Да что там говорить! Еще на стадии принятия инициатору проекта закона, уточняющего механизм реализации новой методики, сенатору Вячеславу Штырову пришлось буквально грудью пробивать этот закон. Потому что его коллеги из Госдумы так прямо и заявили – почему наши жители должны платить за дальневосточников?
Закон был принят.
А осенью прошлого года произошло еще одно знаменательное событие – после очередного Восточного экономического форума президент РФ сделал ряд поручений, которые в том числе касались механизма выравнивания цен и тарифов на электрическую энергию до среднероссийского уровня.
Если конкретно, президент сказал: продлить действие этого механизма до 2028 года, но оставить его для потребителей, технологическое присоединение которых осуществлено на низком уровне напряжения (0,4 кВ и менее), и для крупных потребителей, которые реализуют инвестиционные проекты на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона. При этом потребителей, финансируемых за счёт бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, из-под действия этого механизма – вывести.
Иными словами, если изначально закон действовал для всех юрлиц без исключения (и даже для бюджетников), то теперь должен появиться так называемый "адресный подход".
Это, во-первых. А во-вторых, президент еще сказал утвердить механизм долгосрочного регулирования тарифов на электрическую энергию, природный газ и воду для новых проектов, которые реализуются на Дальнем Востоке.
С одной стороны, вроде бы, все неплохо выглядит. Население как не получало скидки в прямом виде, так и не получит. Какие-то юрлица будут получать электроэнергию по усредненному тарифу, а какие-то нет – какая разница?
А она, как оказалось, есть, и весьма существенная.
Об этом напрямую говорилось на заседании рабочей группы Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона при Совете Федерации. Обсуждение было настолько жарким, а мнения – полярными, что невольно подумалось: "Почему наш президент поставил подпись под таким непроработанным поручением?"
Как выяснилось, Минэкономразвития и Минэнергетики однозначно за адресность предоставляемой льготы. Да и механизм долгосрочных тарифов им тоже в общем-то по душе. Главное, чтобы после 2028 года в очередной раз этот механизм усреднения тарифов не продлевать.
Но, как оказалось, у Минвостокразвития совершенно другое мнение: механизм выравнивания энерготарифов нужно однозначно продлевать, но никакой адресности не может быть по определению. Потому что это одних ставит в дискриминационные условия по отношению к другим. Да и вообще "мы всегда боимся по любому поводу какого-то социально-экономического взрыва на территории любого субъекта", сказала представитель министерства Ирина Маканова. И кроме того, на сегодняшний день ни один из субъектов ДВФО не соглашается стать пилотным и вводить у себя долгосрочные тарифы на электроэнергию, газ и воду.
А Минэкономразвития вообще предложило тарифы на электроэнергию для бюджетных организаций субсидировать прямо из бюджета Российской Федерации, а не за счет "перекрестки", но Минфин категорически против.
Иными словами, президент дает поручения, а министерства не могут между собой договориться, как их выполнить, и субъекты артачатся.
Игры в песочнице
Ситуация с этим поручением, равно как и отношение к уже принятому закону, как ничто другое характеризует саму "стратегию" развития Дальнего Востока.
Власти принимают одни решения, не успевают их проанализировать, и тут же сверху принимаются другие. Все смешивается в какую-то кашу и действительно напоминает игру в песочнице, в которой Минэкономразвития предлагает опробовать новые проекты.
Но вопрос весь в том, что это не песочница – это жизнь, повседневная жизнь наших граждан. И она напрямую зависит от решений, принимаемых на самом высоком уровне.
Но нет – дальневосточный гектар, свободные порты, пресловутые ТОСЭРЫ, инвестиционные проекты. Договорились до того, что столицу ДФО решили из Хабаровска во Владивосток перенести. И все это – без каких бы то ни было точных расчетов и экономических обоснований.
Разумеется, не заметить всю эту суету и путаницу невозможно. Поэтому отчасти понятно возмущение представителей Госдумы – они должны видеть эффект и понимать, что вложенные средства не уйдут в песок.
А по факту, что мы имеем?
Мы опять обсуждаем, как и что поделить. При этом не подходим к вопросу комплексно. Правильно сказал заместитель руководителя рабочей группы Совета Федерации по вопросам развития Дальнего Востока Вячеслав Штыров: первое, о чем надо думать – так это о программе модернизации локальной энергетики на Дальнем Востоке. Именно за счет нее потом тарифы снизятся естественным путем. Потому что дизельные электростанции, электросети на Дальнем Востоке построены так давно и так изношены, что там, именно в этом месте, происходит масса потерь. Где-то надо современные ветровые электростанции поставить, где-то солнечные батареи – словом, модернизировать и строить. А чтобы все это увязывалось со всеми другими энергетическими объектами и средства были – обновить и сделать специальную программу развития энергетики Дальнего Востока и Байкальского региона и включить ее в Национальную программу развития Дальнего Востока, которая сейчас разрабатывается.
Но весь вопрос в том, будет ли услышана компетентная точка зрения? Ведь даже перенос столицы Дальнего Востока, как сказал на своей пресс-конференции президент страны, был произведен с подачи вице-премьера Юрия Трутнева, который "долго просил".
А тем временем электроэнергия из дальневосточных регионов поставляется в Китай по особым ценам, про которые официальные представители многозначительно молчат и в общем потреблении электроэнергии не учитывают. А Дальний Восток все так и ждет своего развития. Вот только дождется ли?…