В очередной раз власти планируют продлить амнистию капитала на год – нынешний срок заканчивается 28 февраля (предыдущая началась 1 марта 2018 года). По мнению как президента Владимира Путина, так и министра финансов Антона Силуанова, не все компании и налогоплательщики еще "дошли" до так называемых специальных административных районов (САР), а значит, можно подождать еще.
Глава государства на форуме "Деловой России" заявил, что амнистия капиталов может затронуть тех, кто переводит свои денежные средства в Россию, а также регистрируют свой бизнес в специальных административных районах с особыми правовыми условиями для компаний, которые возвращаются в российскую юрисдикцию.
Продолжил тему Антон Силуанов, заявив, что за рубежом российский бизнес не любят, поэтому власти должны "создать комфортные для них условия, чтобы бизнес смог перерегистрироваться, переводить сюда активы, без налогов". То есть у нас это только называется спецрайонами – а по сути это тот же офшор, только внутри страны. И что немаловажно – если контролируемые иностранные компании (КИКи) все-таки станут налоговыми резидентами России в 2019 году, то прибыль компаний освобождается от налогов.
Это государство простому народу ничего не должно, а крупному капиталу – еще как должно. Тем более, когда этот самый капитал возвращает в отечественную юрисдикцию за год аж 10 млрд евро. О таком достижении также рассказал министр финансов. К тому же, эта сумма может не учитывать неденежные активы.
Экономика, правда, все равно с этой валюты ничего не получит, но для властей возвращение налогоплательщиков, спустя несколько лет, это, конечно, повод для гордости. Хотя гордиться тут нечем – из страны утекает все равно на порядок больше. Об этом Накануне.RU рассказал доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов.
– Анатон Силуанов заявил, что за прошлый год в САР было задекларировано около 10 млрд евро – есть чем гордиться?
– Сколько уже длится период, который был дан на возвращение? Он достаточно длинный, поэтому 10 млрд евро, в общем-то, несильно впечатляют. Что касается недвижимости и неденежных активов, то навскидку можно вспомнить оценки структуры "наших" активов беглых олигархов – недвижимость составляет около 20% от всех активов. Основная часть – это все-таки либо средства на банковских счетах, либо какие-то ценные бумаги. Поэтому не думаю, что если бы там учли недвижимость или какие-то другие неденежные активы, то это бы сильно изменило картину.
Но 10 млрд, как мне кажется, это все-таки "гора родила мышь".
– Почему?
– На первый взгляд кажется, что это гигантские деньги, особенно на фоне нынешних разговоров о пенсионной реформе, о тех копейках, которые обещают прибавить пенсионерам. Но с другой стороны ведь 10 млрд евро – это примерно столько же, сколько утекает из России за один месяц. За один месяц! Я считаю по платежному балансу РФ, даже то, что отражается в платежном балансе – за год менее 100 млрд никогда не бывает.
Я каждый год делаю такие расчеты – чистый отток частного капитала, прирост международных резервов и чистое отрицательное сальдо инвестиционных доходов, то есть вывод дивидендов, процентов, ренты за пределы России. Я назвал очень примерную сумму, это примерный среднегодовой объем за последние 10 лет. По отдельным годам бывает меньше, по отдельным годам больше. Притом имейте в виду, ведь платежный баланс не отражает всего бегства капитала – у нас же есть и контрабанда. А контрабанда, даже если она товарная, а не денежная – все равно потом трансформируется в какие-то денежные средства. Например, вывоз нефти контрабандной имеет очень большие масштабы.
Поэтому я могу смело говорить, что 10 млрд евро – это примерно месячный отток капитала из России в разных формах.
– Тем не менее, власти продлевают амнистию – есть ли в этом смысл?
– У нас уже столько было налоговых амнистий, что на фоне зарубежного опыта мы выглядим как-то очень странно. Там все-таки налоговая амнистия не является перманентным процессом, а у нас уже не знаю, сколько было этих амнистий. Если все суммировать, то уже несколько лет она идет как минимум. Все-таки это недопустимо. Это как 1001 китайское предупреждение в советское время – ну сколько же можно предупреждать?
– Может быть, есть другие способы возврата капиталов?
– Да, есть ведь и другие методы. Почему-то мы другие методы не обсуждаем, а у нас все-таки есть Росфинмониторинг, который отслеживает финансовые потоки, у нас есть разные спецслужбы, в конце концов, есть Следственный комитет, который может использовать и альтернативные методы возвращения. К сожалению, ничего не делается.
При этом что творится внутри страны? Недавно обсуждали вопрос – даже туалеты на дачных участках будут облагаться налогом. И при этом у нас будут какие-то специальные зоны, где будут какие-то эти ворованные миллиарды, и они там не будут платить налоги или будут платить по пониженным ставкам. Это же взрывоопасная ситуация!
Ведь если это какие-то криминальные капиталы, то мы фактически "крышуем" эти криминальные капиталы на своей территории. Уверяю вас, что США и Запад не преминут использовать эти возможности для того, чтобы ввести дополнительные санкции.
А потом ведь это не физическое имущество, которое вы складируете в специальной экономической зоне, во внутреннем офшоре – они же должны работать, они не могут там находиться, как в каком-то заповеднике. А если они работают, значит, они выходят за пределы этой зоны – они выходят за пределы РФ. И что? Их тут же поймают! Мне кажется, эта ситуация попахивает криминалом - государство "крышует" бандитов.
– Часто наши власти ориентируются на Запад, на "общемировой опыт" – как с этим обстоят дела там?
– В США у Трампа спецслужбы работают очень активно – пойди не верни в казну один доллар – будут серьезные последствия. У них же работает закон под названием FATCA (закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам – прим.). И там не скроешься от этого закона ни в каком офшоре. Поэтому, мне кажется, мы должны вспомнить о том, как вообще возвращаются деньги, я могу даже вспомнить наш собственный опыт.
Сейчас 90 лет от начала индустриализации – часть денег мы тогда вернули в результате того, что были получены шифры, пароли в швейцарских, американских банках, где "пламенные революционеры" хранили деньги. Поначалу, вроде бы, эти деньги были отданы в доверительное управление, в начале 1920-х годов, а потом они посчитали, что это их личные деньги. Эта тема не обсуждается, но она очень интересная – Сталин в итоге возвращал эти деньги.
– Пока же "возвращенцы" декларируют суммы, с которых экономика ничего не получает?
– Абсолютно ничего не получает. Более того, экономика ничего не получает, но социальная напряженность точно будет возрастать. В какой-то специальной зоне находится компания, освобожденная от налогов, а простой народ гнобят, вводя все новые и новые налоги. И скоро будет "налог на воздух". Ситуация просто недопустимая.