Правительство в эти дни планирует утвердить "дорожную карту" мероприятий по обеспечению безопасного газоснабжения многоквартирных домов. Предложения и даже проекты законов эксперты и депутаты направили в профильные министерства несколько лет назад, но работа началась только после серии взрывов бытового газа в регионах. Чтобы количество жертв не росло, специалисты предлагают, во-первых, изменить ряд нормативных актов и ввести более жесткое регулирование, во-вторых, установить в домах газоанализаторы, системы отключения подачи ресурса. Есть риск, что финансирование последних работ, если они будут включены в программу, ляжет на плечи собственников жилья, но ноша является непосильной: речь идет о сумме в 300-400 млрд руб. На "круглом столе" в Общественной палате предложили оплатить работы за счет маржи поставщиков газа, то есть во многом – за счет государства, которое в 90-е передало жителям многоквартирный фонд с нерешенными проблемами. Подробности – в материале Накануне.RU.
В большинстве случаев причиной взрыва газа в многоквартирных домах становятся утечки газа, они, в свою очередь, происходят из-за недосмотра – собственников, управляющих компаний или обслуживающих газовое оборудование организаций. Контроль за внутридомовым газовым имуществом с советских времен заметно ослаб, одновременно ухудшилось состояние жилфонда и газовых сетей.
В Якутске из тысячи ветхих домов у 653 истек срок эксплуатации сетей, рассказал на "круглом столе" Общественной палаты РФ первый заместитель главы города Владимир Федоров. Это означает, что подачу газа нужно отключить, а трубы срезать, но сделать это в регионе, где зима длится восемь месяцев, нельзя. Для Крайнего Севера проблема безопасного газоснабжения стоит особо остро – территория полностью зависит от газа, в то же время высок процент ветхого жилья и сетей, на обслуживание которых нет денег. В Якутске недофинансирование сферы ЖКХ оценивается в 400-500 млн руб., при этом только на передачу бесхозных газовых сетей городу нужно до 70 млн руб.
Взрывы газа происходят и в более благополучных с точки зрения состояния инфраструктуры регионах, это говорит о том, что проблема носит всероссийский характер. После взрыва газа в Волгограде в 2017 г. профильный комитет Госдумы по энергетике направил в Правительство проект поправок в законы, регулирующие газоснабжение "многоквартирников", рассказал глава комитета Павел Завальный. Речь в них шла как об установке систем блокировки подачи газа, так и о устранении правовых препятствий для проверки внутриквартирного газового оборудования: сегодня газовики не только не могут попасть в квартиры, но и не в состоянии оперативно отключить подачу газа.
"К сожалению, на наши предложения не было активной реакции, затем шла переписка с уже с новым составом правительства. Несчастные случаи создали новую мотивацию, работа пошла более активно. Буквально на днях мы получили "дорожную карту" с поручениями о том, что надо сделать в нормативном и техническом плане", – рассказал Завальный.
Основной вопрос, вокруг которого идет дискуссия – финансирование установки различных приборов, способных определить утечку и автоматически отключить подачу газа. Такие системы есть на промышленных объектах, расходы на их установку в жилом фонде Минстрой оценил в 300-350 млрд руб., еще порядка 150 млрд руб. понадобится на их обслуживание.
Одно из предложений – финансировать работы за счет фонда капремонтов, соответствующий проект уже внесен в Госдуму. Однако расходы на установку газоанализаторов превышают объемы всех фондов в российских субъектах, то есть либо от всех других работ придется отказаться, либо нужно повышать тарифы взносов. Глава Общественной палаты Валерий Федоров заявил, что повышение платы за капремонты грозит новым бунтом – многим жителям и сейчас сложно платить. Саму ситуацию с перекладыванием расходов на собственников он считает несправедливой.
"Я хочу напомнить, что в начале 90-х всем сказали: приватизируйте квартиры и вы будете счастливы. Люди были не в теме, что после приватизации надо будет за все платить: за счетчики, за капремонт. Если бы все рассказали, то многие задумались, а надо ли приватизировать. Вы помните, какая была история с введением платы за капремонт? Сегодня даже в Москве эти 15 руб. за кв. м не покрывают затраты на капремонт, это значит, что в бедных регионах мы поднимем плату до 25 руб.? Бунт начнется! Нельзя жителям говорить, что они опять за что-то должны заплатить. Давайте тогда, как в Европе, еще страховку сделаем на квартиру. Средняя зарплата полностью уйдет на эти платежи, но чем питаться люди будут!" – возмутился председатель ОП.
Альтернативу предложил председатель комиссии ОП по ЖКХ Игорь Шпектор. По его словам, расходы на автоматические системы должны взять на себя компании, продающие газ. Все, что требуется от жильцов – платить за газоснабжение.
"Мне кажется, что маржи газовиков достаточно, чтобы оплатить работы. Суммы, которые жители платят за капремонт, не позволяют рассчитывать, что когда-нибудь средств накопится достаточно для установки газоанализаторов. Кроме того, сейчас есть регионы, в которых сотни лифтов выработали 25-летний срок службы. Газовые проблемы за счет капитального ремонта не решить", – заявил Шпектор.
Кроме того, отдельного регулирования требуют тарифы организаций, занимающихся проверкой и обслуживанием оборудования, из регионов поступают жалобы на высокие расценки, добавил он. По действующему законодательству, эти работы могут выполнять "специализированные организации" – по факту любая частная компания, подтвердившая этот статус, лицензирование они не проходят. Цены компании тоже устанавливают самостоятельно, рынок позволяет брать до нескольких тысяч рублей за разовую проверку оборудования. По договорам с некоторыми компаниями платежи доходят до 30 тыс. руб. в год. В "дорожную карту" включены предложения по лицензированию таких компаний, кроме того, исключается практика заключения прямых договоров с собственниками, функции перейдут к УК или ТСЖ и весь дом будет обслуживать одна компания.
Ряд мер для обеспечения безопасности газоснабжения домов не требуют финансирования, отметил сенатор от Челябинской области Олег Цепкин.
Масса сегодняшних технических проблем в советское время решалась нормативными правовыми актами, которые в постсоветские годы были забыты. Сегодня к ним нужно вернуться, убежден сенатор.
"Например, раньше проводились опрессовки – примитивный способ выявления утечки газа в стояке. Это делалось раз в год, сейчас почти повсеместно из практики это исключили, хотя такая мера снижает риски. Вторая проблема – доступ контролирующих органов в квартиры. Есть большая растянутая процедура: несколько уведомлений, решение суда, приставы – время исчисляется месяцами. Все это время жители находятся под риском. Если из подъезда хотя бы одна квартира не пускает газовиков, одно уведомление – и перекрывать все квартиры", – считает Цепкин.
Министерство строительства предложило еще одну малозатратную, но спорную с точки зрения безопасности для здоровья меру – увеличить концентрацию одорантов в бытовом газе. Заместитель директора департамента ЖКХ Минстроя России Ольга Олейникова подтвердила, что вопрос одоризации предварительно проработан с Минэнерго, предварительно идею поддержало Правительство. Против выступает глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская, она заявила, что эти вещества вредны, исследования проводили медики. Позицией Минздрава РФ в Министерстве строительства не интересовались, в ведомстве приводят в пример советские нормы содержания веществ, придающих запах газу – они были выше нынешних, по сути сейчас предлагается к ним вернуться.
В публичной плоскости чиновники не ведут речи о финансовом участии государства в работах по установке газового оборудования, хотя в разрезе федерального бюджета требуемая сумма не выглядит настолько огромной. К тому же, постоянно растущие расходы на компенсации пострадавшим и семьям погибших при взрывах газа и на восстановление жилищного фонда с течением времени могут превысить эти расходы. Напомним, только расселение дома в Магнитогорске стоит 900 млн руб., отдельно на расселение 7 и 8 подъездов ранее правительство выделяло 147 млн руб.