Знаменитый завод во Всеволожске Ленинградской области, где собирают автомобили "Форд", может быть закрыт. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе профсоюза МПРА, в которую входит профсоюз завода, у активистов появилась информация, что автоконцерн готовится пересмотреть свою стратегию развития в России. Последствием этого может стать закрытие заводов во Всеволожске и Татарстане, которые входят в состав совместного предприятия "Форд Соллерс".
Завод "Форд" в Ленинградской области был открыт в 2001 г. одним из первых в целой серии предприятий отверточной сборки. Долгое время для пиарщиков правительства РФ это производство было излюбленным примером успешной промышленной и экономической политики. На предприятии сравнительно неплохо платили. В 2017 г. сообщалось, что средняя заработная плата составляла 50 тыс. руб. Там действовал профсоюз, который часто ставили в пример как один из самых эффективных в России. Впрочем, при этом уже четыре года завод работает в режиме неполной недели, а рабочие периодически бастуют.
В настоящий момент на заводе, по данным МПРА, работает в односменном режиме порядка 1 020 человек, из которых примерно 600 человек заняты непосредственно производством автомобилей, а 400 человек — это работники офиса и руководящего состава.
Теперь, по информации профсоюзных активистов, предприятие оказалось на грани закрытия. Характерно, что в самой компании "Форд Соллерс" получить комментарии по этому поводу не удалось. Накануне.RU направило официальный запрос.
В свою очередь в администрации Ленинградской области Накануне.RU ответили, что "никакой информации по закрытию или остановке предприятия не поступало".
Член президентского совета по правам человека, лидер профсоюзного объединения "Конфедерация труда России", в которое входят фордовские профсоюзы, Борис Кравченко рассказывает Накануне.RU, что информацию о возможном закрытии завода профсоюзы получили не из российских источников, а от западных профсоюзных активистов, которые работают с глобальным руководством "Форда".
"Этот профсоюз представлен в составе европейского производственного совета. Мы информацию получаем из официальных источников – от европейского производственного совета "Форда". Она идет не из российских источников", – говорит Кравченко.
Вопрос о сохранении предприятия также решается вне России, уверен Кравченко. Профсоюзы надеются на помощь европейских коллег.
"На предприятии сейчас занято около 1 тыс. 100 работников. Для Ленинградской области это значительное количество. В момент начала кампании, когда мы он ней заявили, появилось сообщение от администрации региона, что они договорились с Ford'ом и "Соллерсом" о сохранении завода во Всеволожске как минимум на год. Но, во-первых, это год, который быстро пройдет. Во-вторых, у нас есть и другая информация, поэтому мы разрабатываем стратегию превентивной кампании. Мы рассчитываем на то, что глобальный профсоюз INDUSTRYALL, в который входят автомобилестроительные профсоюзы всего мира, включая наши, окажет нам методическую помощь и поддержку на переговорах. Также мы рассчитываем, что в решении проблемы примет участие европейский производственный совет. Мы намерены взаимодействовать с глобальным менеджментом Ford. Эти вопросы, конечно, не решаются в РФ", – комментирует он.
Отметим, что рост продаж автомобилей в России в 2018 г. составил 12% от показателей 2017 г. Новых легковых и легких коммерческих автомобилей продано около 1,8 млн. Но, для примера, в 2012 г. в России продали 2,9 млн автомобилей.
По словам экономиста, члена экспертного совета "Деловой России" Владислава Жуковского, предприятие "Форд Соллерс" давно демонстрировало симптомы кризиса.
"Сокращение объемов выпуска продукции, уход на неполную рабочую неделю, уход людей в неоплачиваемые отпуска – признак тяжелого экономического кризиса", – говорит он.
По его мнению, очевидно, что виной тому стали проблемы в российской экономике и падение доходов населения.
"Основная проблема, почему крупные товарные производители, в том числе производители автомобилей, уходят из России – это причина, связанная с ростом бедности и нищеты в стране, это падение платежеспособного спроса, сокращение объемов покупки товаров, автомобилей. Все это приводит к тому, что поддержание выпуска продукции и несение имеющихся издержек (арендная плата, фонд оплаты труда, налоги, страховые сборы) делает эту историю нерентабельной", – считает Жуковский.
Он отмечает, что завод "Форда" станет не первым закрытым в России иностранным предприятием, и, скорее всего, не последним. По крайней мере, если в ближайшее время в правительстве РФ не произойдет "смена парадигмы мышления и изменение бенефициаров российской экономики".
"Такие ситуации в России сплошь и рядом, просто далеко не обо всех мы знаем. За последние пять лет из России ушло как минимум пять брендов в сфере розницы и ритейла. Это не козни Госдепа, это не попытка насолить россиянам – это следствие экономической политики российских властей", – говорит он.