Очень сложно было бы испортить плотный и хорошо закрученный основной сюжет произведения Алексея Иванова "Тобол", потому фильм, снятый "по мотивам романа", конечно, увлекает зрителя, но все же сравнивать книгу с экранизацией дело неблагодарное, кино живет по своим правилам и победа всегда на стороне книги.
Об этом знал и автор романа – бросив работу над сценарием, он ушел домой писать и выдал два огромных тома раньше, чем киношники выпустили на экраны его детище, от которого Иванов отрекся на этапе согласования работы с режиссером. Потому в залы, скорее всего, пойдут люди уже подготовленные, прочитавшие книги "Много званых" и "Мало избранных", и, конечно, они могут остаться разочарованными – огромное полотно качественной прозы не уместилось в кинопродукте, масса героев, сюжетов и линий в фильм просто не вошла. Из всей самоцветной мозаики про освоение Сибири на экраны попала только одна частичка, но стоит отметить, что продюсеры постарались сделать все красиво и масштабно, чтобы не было за державу обидно, за это искусство в большом долгу.
"Тобол" – историческая костюмная военная драма. Вжившийся в роль Петра I Дюжев громогласно отправляет вчерашних курсантов в Сибирь, в мирную экспедицию за золотом. Петр, кстати, хоть и очень похож внешне, но слишком пафосный и истеричный, как будто карикатура на известного всем царя. Карикатурность здесь есть во многом – костюмы новенькие, актеры прилизанные, белозубые – и это ладно во дворце, но и в глубокой сибирской тайге тоже персонажи поражают своей "игрушечностью".
Главная интрига, принадлежащая перу писателя, заключается в том, что местный губернатор в своих корыстных интересах вступает в войну с хорошо организованными и очень колоритными на пленке племенами джунгар, но вступление в войну на стороне Китая он пытается скрыть от царя, приготовившего отряд для "мирного" исследования территорий.
Что в монументальном труде Иванова только связующий нерв полнокровного повествования, то в фильме – главный и единственный сюжет. Потому и получается кино об одной бессмысленной и кровавой бойне, спровоцированной политическими интригами нового губернатора. Когда заканчивается весь экшен (ради которого, наравне с попыткой показать пышность двора Петра, и задумывался фильм), и в кадре появляются широкие белые просторы Сибири, украшенные православными крестиками на могилах павших в бою, возникает чувство какой-то бессмысленности всего произошедшего. И эта бессмысленность обесценивает героизм, смерть храбрых перестает носить сакральный характер – за что боролись? Да и сами не знали, вроде, за какое-то там золото. За что напали на них? А получается, что ни за что. Что получили – землю, славу, побили врагов? Нет, они сами ушли.
Хотя Петр в конце и кричит, как сумасшедший, "Виват!", радуясь, что кто-то хочет остаться в Сибири "по своей воле", но, собственно, не совсем понятно, чему он радуется, и разделить его великодержавный восторг зритель не может.
Конфликт самого произведения "Тобол" Иванова – это освоение русскими таинственной, странной и сложной земли, борьба человека с природой, в единении с которой живут местные племена язычников. Сибирь Иванова – как иная планета, где пришедшим нужно действовать осторожно и мудро, учиться понимать местных и отстраивать собственную культуру. Потому главный герой "Тобола" именно "архетектон" Семен Ремезов – не просто классный мужик с бородой, как он показан в фильме, а ученый, картограф и энциклопедист, главное дело которого – возвести белый каменный Кремль в Тобольске, здесь, на этой пока "чужой" земле, в то время пока Петр I строит новую столицу и запрещает расходовать силы и средства в какой-то дремучей провинции. Вот смысл книги и символ мирного освоения. Не говоря уже о филигранной работе по созданию десятков живых персонажей, сложных сюжетов, переплетения судеб, налета магического реализма и описания политических интриг – кто-то даже начал сравнивать роман с "Игрой престолов" за такие сочетания.
В фильме же место Ремезова ограничено ролью отца семейства, философия отсутствует, духовность проявляется образами ангелов из облаков. Главный конфликт отдан на откуп пленному шведу и петровскому молодцу Демарину, которые меряются, у кого пушки больше. Создатели кино объясняют, что полный метр рассчитан на молодежь и потому здесь больше динамики, а сюжет "попроще", сложный же материал разложили на восемь серий. Сериал "Тобол" покажут на Первом канале, там уже будут и крещение язычников, и староверы, гонения церкви, и самосожжения – обещают продюсеры.
Стоит отметить, что для костюмированного экшен-фильма по историческим мотивам "Тобол" вполне себе на уровне, а благодаря сюжету даже не выглядит, как безыскусный ролик или клип, чем отличается порой отечественный кинодел. "Тобол" должен по задумке рассказывать, прежде всего, о людях в Сибири, но традиционный хруст булками по царю-батюшке кинотворцы исключить из обязательной программы не могли, хотя, намеренно или нет, но эпизоды во дворце поражают какой-то душной ненормальностью и контрастируют с простотой и широтой кадров в заснеженном Тобольске.