Аналитика


Павел Салин: Чиновники ослушались Путина и продолжают оскорблять народ?
Экспертное мнение | В России

Очередной чиновник отличился антинародным перлом, начальник департамента в Роскосмосе Станислав Жарков назвал жителей хрущовок – скотобазой, когда рассуждал в Фейсбуке о реновации. Слуга народа высказал мнение, что те, кто переедут в новые дома из хрущовок, очень быстро там все "засрут".

Примечательно, что совсем недавно Владимир Путин в послании Федеральному собранию четко сказал чиновникам быть вежливыми людьми, но что-то пошло не так? Многие отмечают, что с такими социал-дарвинистскими фразами выступают именно молодые технократы, которым тренд задал Сергей Киринеко.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин полагает, что широкий резонанс "скотобаз" связан или с реновацией Собянина, или же с самим Роскосмосом, но в любом случае является элементом аппаратной борьбы. Что касается подобных антисоциальных заявлений чиновников, которым, казалось бы, положил конец Путин – то власть не намерена на деле бороться с ними, неразумных технократов наказывают, создавая иллюзию справедливости, хотя суть отношения к населению такая же, как на самом верху вертикали. Экспертное мнение Павла Салина – специально для Накануне.RU:

Станислав Жарков, московская программа реновации, комментарии(2019)|Фото: t.me/mediatech

– Нужно понимать, что здесь в одной точке сходятся несколько трендов.

Во-первых, следует обратить внимание, какое ведомство представляет чиновник. У нас Роскосмос сейчас находится под пристальным вниманием, там идут информационные атаки лично на его главу и, естественно, без внимания не остаются и проколы подчиненных господина Рогозина. Здесь такой резонанс обеспечен в первую очередь тем, что чиновник этот работает именно в Роскосмосе, лишний раз Роскосмос звучит в негативном контексте, пусть и в отрыве от прямых функций и проколов этого ведомства.

Во-вторых, что касается послания Владимира Путина к Федеральному Собранию – с одной стороны, это было руководство к действию, а с другой – оно во многом носило ритуальный характер, так же как и его заявление о том, что не надо "кошмарить" бизнес. В своей речи Путин говорит, что нужно поддерживать бизнес, но сразу после послания на встрече с представителями СМИ, когда ему задают вопрос про "Бэринг Восток" (может, правильнее было бы решать проблему в арбитражном суде, так как в основе дела конфликт двух собственников?), заявляет: "Дела вы не видели, а ФСБ считает иначе", – то есть принимает сразу сторону правоохранителей. Поэтому не стоит к посланию апеллировать, как к истине в последней инстанции. В том, что говорил президент, были реальные моменты, а были ритуальные.

Послание Путина Федеральному собранию, 2019(2019)|Фото: youtube.com

Что касается подобных заявлений чиновников – сейчас складывается такая ситуация, когда российская элита разделилась на две большие группы: привилегированную – это представители силовой корпорации, – и тех, кто стоит на ступень ниже их, то есть они привилегированны по отношению к населению, но при этом находятся де-факто в подчиненном положении к силовой корпорации – это гражданские чиновники. И силовики проводят выборочные репрессии по отношению к ним – посадки за коррупцию и злоупотребление, – и им эти действия нужно как-то легитимизировать, сделать так, чтобы в обществе был негатив по отношению к гражданским чиновникам.

Так что в целом подобные заявления с точки зрения власти, по крайней мере в доминирующей сейчас силовой корпорации, играют в пользу устойчивости политсистемы. Нельзя говорить, что подобные заявления являются элементами хитро задуманного замысла, какими-то спланированными провокациями, но сама эта волна в целом устраивает представителей доминирующей силовой корпорации, поскольку гражданских чиновников сейчас выставляют в невыгодном свете. Вырисовывается такая картинка, как в нашумевшем сериале "Домашний арест", когда гражданские чиновники – коррумпированные, но вот есть незримые представители силовой корпорации, которые хоть и не лишены человеческих недостатков, но тем не менее все-таки следят за порядком.

А когда вылезают такого рода антисоциальные заявления, они с удовольствием тиражируются, но, повторюсь, в данном конкретном случае – это скорее момент аппаратной игры недоброжелателей руководства Роскосмоса (имеется в виду сам резонанс, а не заявление, конечно).

Власть не будет бороться с такого рода заявлениями, потому как они только на руку власти, такие перлы позволяют создавать видимость громоотвода, отводят недовольство населения от верхушки власти, от представителей силовой корпорации в сторону мелких гражданских бюрократов, региональных чиновников, как Глацких, чиновников госкорпораций даже, как это было ранее с представителем Росгеологии (хотя и здесь был элемент аппаратной борьбы, чтобы Росгеологию вписать в вертикаль Минприроды), сейчас – с представителем Роскосмоса.

коллаж, Ольга Глацких, Дмитрий Медведев(2018)|Фото: Накануне.RU

Замечают, что все это молодые технократы, которым задал тренд Кириенко, но вряд ли это игра против Кириенко, просто у молодых ребят еще нет такого чувства самосохранения, как у пожилых – во-первых, а во-вторых, они просто чаще используют интернет-коммуникации и там себя не ограничивают. Чиновники 50+ более осторожны, сами напрямую соцсети не используют, за них ведут все страницы их секретари "для галочки".

Да, молодые технократы "росли" в социал-дарвинистской среде и для них нет границ между тем, что можно говорить, а что не стоит, но тренд на социал-дарвинистскую политику задает не молодежь. Есть вертикаль в элите и, как в любой социальной вертикали, импульсы всегда идут сверху вниз: кто что носит, кто что говорит. Эти социал-дарвинистские тренды генерируют не молодые технократы, они их просто воспроизводят, они как те дети, школьники Навального, которые выходят на протестные акции, они же не сами все это придумали, они воспроизводили в грубой форме то, о чем на кухне говорили их родители. Родителям свойственно чувство самосохранения, пессимизм – они на акции не ходили, а школьники ходили.

То же самое с бюрократической молодежью, они в неприкрытой форме воспроизводят те импульсы и установки, которые идут с самого верха, но идут не специально и в более политкорректной форме, а молодежь воспроизводит все то же самое, и более смело. Суть отношения к населению такая же, как на самом верху вертикали, но только форма более открытая и грубая. Власть на словах журит, но на самом деле позволяет такие высказывания – хороший громоотвод, создается иллюзия справедливости, когда наказывают таких чиновников, мол, в большом стаде не без паршивой овцы, но за паршивыми овцами следят и их наказывают, будьте спокойны.