После смены руководства Казахстана ЕАЭС может окончательно развалиться – он уже трещит по швам, а если новый глава государства начнет вести иную политику, больше смотреть и двигаться в сторону Запада, то и для экономического союза это может кончиться плохо. И дело тут не только в позиции Казахстана – Белоруссия также периодически подливает масла в огонь.
Так, накануне вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко высказался с критикой в адрес содружества:
"Называть экономическим союзом наше интеграционное объединение сегодня можно только авансом. Пока мы де-факто находимся только на уровне зоны свободной торговли. Невозможно строить общий рынок и одновременно сохранять на нем привилегированное положение национальных субъектов. Иначе это уже не тянет на общий рынок. Это просто торговля между странами".
Опять же, основной причиной для таких заявлений можно назвать не только позиции государств содружества, но и пассивность российских элит по отношению к этим государствам. Вообще внешняя политика России в отношении дружественных государств в последнее время не на высоте, но пока ситуация не критична. Если посмотреть на ту же Бразилию, которая входит в БРИКС – еще недавно Дилму Руссефф сменили на Мишела Тимера, с 1 января 2019 года президентом уже является прозападный Жаир Болсонару, известный своими крайне правыми, националистическими взглядами и скандальными заявлениями. И как только Болсонару оказался у руля – так США задумались о включении Бразилии в НАТО. Что, в общем-то, ставит крест на БРИКС.
Следит ли за этим Россия? Возможно. Предпринимает ли руководство какие-то меры? Если и принимает, то совсем незаметно. Об этом в беседе с Накануне.RU рассказал политический деятель, доктор исторических наук Вячеслав Тетекин.
– После смены руководства в Казахстане есть ли опасность ухудшения отношений между Россией и Казахстаном?
– Конечно, такая опасность существует. После 1991 года позиции западных монополий, в том числе и западных спецслужб, там усиливались – они проникали в оборонную промышленность, в нефтянку Казахстана. Если у нас уже в составе совета директоров крупнейших компаний сплошные американцы, то предполагать, что в составе совета директоров казахстанской компании будут сплошные казахи, конечно, не приходится.
С другой стороны есть Китай, у которого тоже свои интересы, и он совсем не заинтересован в укреплении англо-саксонских позиций с учетом того, что Китай находится в достаточно жесткой стычке с Америкой, хотя внешне это не проявляется. То есть Китай будет им препятствовать в этом направлении.
– А где в этой ситуации Россия?
– Положение России в этом смысле особенное – мы в любом случае по объективным показателям не можем считаться наравне с Западом или с Востоком. Дело в том, что казахстанская элита хоть и делает необходимые пасы в стороны и Запада, и Китая, прекрасно понимает, что в частности Китай – это слишком могучая держава с огромным населением в полтора миллиарда человек. И 18 миллионов, которые держат огромную территорию Казахстана с огромными полезными ископаемыми, если слишком сильно начнут прогибаться, они ее просто не удержат.
Поэтому для Казахстана Россия, с которой Казахстан исторически связан, остается наиболее естественным и приемлемым союзником. Собственно говоря, сам Казахстан в его нынешней форме создан советской властью. И современная экономика, промышленность, наука, образование, медицина Казахстана нынешнего – это продолжение того, что было создано в Казахской Советской Социалистической республике. То есть природа их всех – оттуда. И разорвать исторические связи, экономические связи, человеческие связи – это непростое занятие.
И огромная граница у нас с Казахстаном, причем граница, которая проходит не по горам, не по океанам, не по рекам, а по суше. То есть у нас уровень связи с Казахстаном просто гигантский. Надо учитывать и то, что в свое время в состав Казахстана были включены исконно русские области, и там по-прежнему преобладает русское население.
Поэтому сейчас, когда говорят, что Казахстан уйдет – от России уйти по объективным показателям почти невозможно.
– Но ведь и с Украиной это казалось невозможным? Все-таки дыма без огня не бывает?
– Беда на самом деле заключается не только и не столько в поведении верхушки казахстанского общества, сколько в пассивной политике России по отношению к Казахстану, к Среднеазиатским республикам, к Закавказью, к Украине, к Белоруссии, Прибалтике и так далее.
У нас "свет в окошке" – Вашингтон, Брюссель, Париж, Лондон. Вот вся наша внешнеполитическая энергия уходит в свисток – что мы бодаемся за наши национальные интересы в европейских столицах и немножко в Америке.
Самое главное для нас – для обеспечения национальных интересов и национальной безопасности – конечно, близлежащие бывшие республики Советского Союза. А они у нас во внешнеполитических приоритетах находятся на второстепенном, а то и третьестепенном месте. Эта внешнеполитическая катастрофа с Украиной сейчас для нас аукнется со всех сторон. Ведь в Средней Азии и Казахстане точно так же мы проигрываем прежде всего не в силу того, что там работают китайцы или кто-то еще – Россия там не работает.
То есть полное пренебрежение, полное нежелание и неспособность защищать наши национальные интересы, используя так называемую "мягкую силу", хотя возможности бесконечные.
– Теперь еще проблемы в отношениях с Белоруссией. Значит, если отношения будут ухудшаться, то и ЕАЭС попадет под мощный удар?
– Конечно – он уже начинает трещать по швам. Немыслимо было предположить еще года 3-4 назад, что у нас будут столь напряженные отношения с Белоруссией. С Казахстаном примерно то же самое. Эта неспособность проводить такую линию, которая отвечала бы взаимовыгодным интересам обеих сторон в силу того, что это считается второстепенным направлением для российской внешней политики, экономической политики, - это постепенно дает о себе знать.
Вспомнить ту же Украину - американцы только по открытым данным (как сболтнула Виктория Нуланд) вложили 5 млрд долларов в обработку украинского общества. Это огромные деньги, особенно для Украины. А сколько Россия вложила? Да там и десятка миллионов не наберется на аналогичных программах. То есть для того, чтобы держать в своей орбите (назовем это так) соседние страны, нужно на это тратиться. Это неизбежно – так всегда и было. Почему Советский Союз обладал высокой прочностью, и его развалили только сверху? Ведь Средняя Азия не хотела выходить из Союза категорически, они дольше всех держались. Не хотела выходить Украина, не хотело уходить Закавказье. Потому что они прекрасно понимали выгоды от того, чтобы жить в едином государстве.
А сейчас у нас выгода оценивается с точки зрения отдельных олигархов – если им выгодно, значит, что-то делаем. Если невыгодно – значит, или ничего не делаем, или делаем во вред.
– Если нужно тратиться, значит, нужны большие средства, а у Правительства с этим всегда проблемы?
– Нужен кардинальный пересмотр всей экономической политики. А для этого нужно крупное государственное мышление, которое ориентировано на установление стратегических долгосрочных связей, на восстановление огромного государства. Потому что в одиночку никто не выживет, а сохранить суверенитет можно только в исторической дружбе с Россией, которая создавалась столетиями. И она по-прежнему остается для соседних государств выгодной.
Но и в России, в Москве должны это понимать и делать соответствующие движения. Уж какие миллиарды наши олигархи растрачивают – а сделать какие-то льготы, преференции для Белоруссии, которая находится объективно в тяжелейшем положении, не могут. У них же кроме калия нет весомых запасов полезных ископаемых. Только трудолюбивый народ и не самая лучшая почва – тем не менее, они вон живут наплаву, надо им помочь, на мой взгляд.
– Но ведь внешняя политика не заканчивается на странах СНГ, и мы не ограничены одним только ЕАЭС. Тот же БРИКС попадает под удар – Бразилия после того, как с поста главы государства скинули Дилму Руссефф, постоянно находится в поле зрения и действий США. Трамп уже предложил рассмотреть включение Бразилии в НАТО. БРИКС тоже трещит по швам?
– После прихода крайне правого президента Болсонару опасность такая существует. Я был как раз в Южной Африке – в стране, которая была председателем БРИКС в декабре прошлого года – там уже тогда начали высказывать опасения. Но я не думаю, что Бразилия будет выскакивать из этого объединения, хотя американцы, конечно, будут Болсонару на это всячески подталкивать, это в их интересах.
Дело в том, что там, скорее всего, будет иметь решающее значение не Россия, а Китай, который очень крупно инвестирует в Бразилию, причем инвестирует в таких масштабах, которые американцы себе просто не хотят и не могут позволить. Поэтому Болсонару привели к власти на волне ожидания того, что он будет лучше, чем Дилма Руссефф, но объективных причин для быстрого роста экономики и жизненного уровня в Бразилии сейчас нет. Поэтому ожидания здесь довольно скоро, как показывает практика, сменятся разочарованием. И для Болсонару лишиться китайских инвестиций – это совершить политическое самоубийство.
Поэтому, я думаю, руководство Бразилии при всех своих проамериканских симпатиях трижды вынуждено будет подумать прежде, чем выходить из БРИКС, рвать отношения с Китаем и с другими странами.
Я не думаю, что это возможно в ближайшей перспективе. По крайней мере, пока никаких сигналов на этот счет не было. Я думаю, что Болсонару не дурак и понимает, что если народ через год-полтора не почувствует каких-то преимуществ от прихода к власти правых сил, народ опять скажет, что при Лулу и Дилме Руссефф было лучше и постарается обратно привести левые силы к власти. То есть пока БРИКС не трещит по швам. С момента прихода Болсонару к власти прошло несколько месяцев – по крайней мере, пока это не входит в число его внешнеполитических приоритетов.