Аналитика


Нефтянке прописали госконтроль
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России

Депутаты от КПРФ во главе с лидером партии Геннадием Зюгановым внесли в Госдуму проект закона "О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли РФ". Взять под контроль "нефтянку" с разветвленной сетью ВИНКов – их насчитывается 117 – и независимых организаций сложнее, чем зарегулировать газовую отрасль, многие сегодняшние решения, касающиеся ограничения добычи, регулирования внутренних цен на нефтепродукты, принимаются через джентльменские соглашения с участниками рынка, на которых государство формально влияния не имеет. КПРФ по сути предлагает отказаться от либерального рынка. Депутаты считают, что единый подход к регулированию работы отрасли создаст более прозрачное ценообразование, и предлагают направить доходы от продажи сырья и нефтепродуктов на социальные нужды.

Приоритетом госполитики в нефтяной отрасли авторы проекта предлагают сделать снабжение нефтепродуктами для улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и развития экономики. По аналогии с единой системой газоснабжения депутаты КПРФ вводят понятие единой системы снабжения нефтью и нефтепродуктами, в нее включены как объекты ВИНКов, так и инфраструктура независимых компаний. Ликвидировать компанию, входящую в единую систему, без решения Правительства будет нельзя.

Вместе с тем объекты, входящие в межрегиональные системы снабжения, должны быть подконтрольны российским собственникам: "При купле-продаже акций собственников организаций, входящих в межрегиональную систему снабжения нефтью и нефтепродуктами и собственников распределительных систем снабжения нефтью и нефтепродуктами, проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственников указанных акций, доля иностранных граждан или иностранных организаций не должна превышать 20% общего количества обыкновенных акций собственников".

Также проект не допускает отчуждения у государства более, чем 50% акций организации – собственника магистральных трубопроводов нефти. Продажу и покупку акций таких компаний (прежде всего, подразумевается "Транснефть") предлагается проводить только на основании федерального закона. Государство и российские собственники сохраняют контроль над ключевыми компаниями нефтяной отрасли, однако тенденция к заходу инвесторов не только в отдельные проекты, но и в уставной капитал компаний уже прослеживается, говорит аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.

"Самый яркий пример – покупка акций "Роснефти" катарским фондом QIA, на сегодняшний день "Роснефтегазу" принадлежит чуть более 50% акций госкомпании. В текущей политической обстановке и при сегодняшней зависимости российской экономики от сырьевой составляющей речи о том, чтобы отдавать европейским или даже азиатским компаниям контроль над российским ТЭКом, не ведется. А вот для отдельных шельфовых проектов и для таких сложных регионов, как Арктика, кооперация с иностранными инвесторами необходима. И ограничения по доле владения, как и любые нерыночные механизмы регулирования отрасли могут отпугнуть потенциальных инвесторов. Это главная причина, по которой это положение проекта не будет концептуально поддержано", – поделился своим мнением с Накануне.RU аналитик.

В КПРФ считают, что единую систему на федеральном уровне должен возглавить единый орган, "аналогичный Объединенной судостроительной компании или ПАО "Роснефть" с расширенными полномочиями". Система де-факто существует и работает, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, без бензина и нефти никто не остается. За ее работу отвечает Минэнерго, проект предполагает создать новую надстройку и сосредоточить полномочия в руках кого-то из игроков, что может вызвать конфликт интересов.

"Зачем создавать условную "Госнефть" – непонятно, все функционирует и работает. Идея создать некий энергетический кодекс, закон о нефти витает давно, потому что сейчас регуляторика нефтянки разбросана по разным законам и кодексам. Но проблема не в том, чтобы собрать все их в отдельную книжку. Наши регуляторные новинки не укладываются в законодательство. То же самое соглашение России с ОПЕК+, по которому Россия берет на себя обязательство сокращать или не повышать объемы добычи нефти. У Министерства энергетики нет полномочий регулировать объем добычи, поэтому президент собирает нефтяников и заключает джентльменское соглашение. Госрегулирование в ручном режиме уже есть, вопрос в том, отменять ли официально либеральную модель рынка?" – поделился с Накануне.RU Юшков.

По его словам, это повлечет фундаментальное изменение законодательной модели. При этом у Правительства есть возможность сделать так, чтобы регулирование шло по закону, а не являлось междусобойчиком с нефтяниками. Например, если государство хочет сдерживать стоимость нефтепродуктов, оно может снизить акциз, что понизило бы и конечную стоимость бензина. Это инструмент, который уже есть.

К функционалу, который уже имеет Правительство и другие госорганы, коммунисты предлагают добавить формирование цен на нефть и нефтепродукты, в том числе на моторное топливо – то есть ввести элементы госрегулирования. Речь идет как о тарифах, так и о предельных значениях цен на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Напомним, Госдума в первом чтении отклонила две инициативы КПРФ и "Справедливой России" о госрегулировании цен на автомобильное топливо.

При продаже поставки нефти и нефтепродуктов приоритетными покупателями закон называет государственные и муниципальные предприятия, а также компании, закупающие сырье для коммунально-бытовых и социальных нужд граждан. Кроме того, малоимущие граждане будут иметь право получение компенсации за приобретение газа, выработанного из НПГ.

Проект содержит требования к промышленной и экологической безопасности объектов ТЭКа, системе отчетности компаний, функционированию единого рынка нефтепродуктов – базой для него должна стать СпбМТСБ, через биржу предлагается уже с 2020 г. продавать 100% нефтепродуктов. Кроме того, депутаты предлагают создать резервный фонд нефтепродуктов на основе инфраструктуры Росрезерва и "Транснефти". Запасы заместят выпадающий объем в случае ремонтов НПЗ.

К переводу всех операций по продаже продукции естественных монополий в стране через биржевой механизм президент России Владимир Путин призывал еще в 2008 г., на практике это сделать не удалось. По действующим требованиям, нефтяники обязаны продавать на бирже не менее 10% бензина и не менее 5% дизельного топлива, но даже при этих объемах ФАС ловила ВИНКи на том, что нефть и нефтепродукты они продавали аффилированным структурам. Эта же схема будет использована при принудительном переводе торгов на площадку СпбМТСБ, уверен Юшков.

"ВИНКи выстроили всю цепочку: от добычи до сбыта, именно они будут активно противодействовать планам торговли через биржу. Но даже если сценарий будет реализован, компании перепродадут своим же дочкам нефтепродукты. Проблема роста стоимости нефтепродуктов не в том, что у нас непрозрачная структура, хотя в регионах бывают сговоры, которые биржа в полной мере не ликвидирует. Глобальная проблема – рост НДПИ, акциза и налоговый маневр. Когда все накладывается друг на друга, не приходится надеяться, что биржа нас спасет. Государство само увеличило себестоимость нефти для НПЗ", – отмечает аналитик.

В компартии считают, что государственный контроль в стратегической нефтяной отрасли позволит навести порядок по обеспечению полноты уплаты в бюджеты всех уровней установленных законодательством Российской Федерации налогов, акцизов, сборов и платежей по результатам продажи нефти и нефтепродуктов. Официальный отзыв Правительства проект закона еще не получил.