Аналитика


"Новые левые" и уход Зюганова с Жириновским: озвучены сценарии партийной реформы
Политика | В России

У Кремля есть четыре сценария реформы партийной системы. Фонд "Петербургская политика" подготовил доклад о возможных вариантах действия власти накануне выборов в Госдуму в 2021 году. Всего таких вариантов авторы выделили четыре.

Первый – "Давай оставим все как есть". Он предполагает, что в нижней палате парламента сохранят места четыре партии: "Единая Россия", ЛДПР, КПРФ и "Справедливая Россия". Плюсом такого варианта является сохранение всех договоренностей с партийным руководством и минимальные риски дестабилизации. Однако, минус в том, что избиратели не получат предвыборного шоу, а накопившийся социальный пар не будет спущен.

Второй вариант в фонде назвали "Охотой к перемене лиц". По этому сценарию власть попытается омолодить состав системных оппозиционных партий и сменить их лидеров. Раскрутка новых первых лиц при этом потребует немало времени, ресурсов и профессионализма от кураторов, а эффект может оказаться слабее ожидаемого.

Наиболее интересный вариант – создание еще одной "правящей" партии, но левого толка, авторы назвали "Вторую партию нам все-таки прокормить". Минус такого решения в том, что в современной России его еще ни разу не удалось реализовать. В фонде вспомнили, как на выборах в Думу в 1995 шел правоцентристский блок "Наш дом Россия" и левоцентристский "Блок Рыбкина", а в середине 2000-х власть пыталась отрастить себе "левую ногу" из "Справедливой России".

Характерно, что о том, что Кремль и политические элиты могут пойти именно путем создания новой подконтрольной левой партии, ранее в интервью Накануне.RU говорил политический обозреватель Константин Семин.

"Всем понятно, что нынешняя бюрократическая конструкция себя дискредитировала, и что требуется пересборка политического театра", – говорил журналист.

"Поскольку все остальные идеи либерального толка дискредитированы, сейчас наша буржуазия может задуматься о том, чтобы завернуться в красную материю. Перекрасить всю нашу административную и бюрократическую систему "на советский манер", воспользовавшись ностальгией общества", – добавлял он.

"Нерушимый блок беспартийных" – четвертый вариант, по мнению экспертов фонда. Имеется в виду, что будет отменено голосование по партийным спискам, и все или подавляющее большинство депутатов станут "одномандатниками" и будут самостоятельно избираться от своих округов. Таким образом, считают в фонде, протестный электорат будет дезориентирован (поскольку партийная принадлежность кандидатов отойдет на второй план), однако внутри самой Госдумы может начаться лоббистская битва, к тому же партии могут остаться недовольны сменой правил игры, предполагают авторы.

Политолог Максим Жаров говорит, что смена лидеров ЛДПР и КПРФ вряд ли возможна сейчас и ближайшее время, хотя бы потому, что ранее у Администрации президента не получилось сменить лидера у "электоральной мертвой" "Справедливой России" (внеочередной съезд партии, на котором должен был выступать новый спонсор, владелец телеканала "Царьград" Константин Малофеев, был отменен). А отмена партийных списков и переход на полностью мажоритарную систему приведет к коллапсу всей политической системы, окончательной делегетимизации законодательной ветви власти и волнообразному росту протестных настроений, уверен эксперт.

"Люди у нас не дураки и они сразу же поймут, что их обманывают, настаивая на выборах в Госдуму только по одномандатным округам. Это в свою очередь приведет к волнообразному росту протестных настроений с непредсказуемыми последствиями в период выборов в Госдуму. Если Кремль выберет этот сценарий, для многих будет совершенно очевидно, что власть сама провоцирует раскол в своих рядах, для того, чтобы решить нерешаемый другими способами вопрос транзита власти", – говорит он.

Третий вариант – создание новой левой партии власти, политолог считает наиболее предпочтительным, однако он уверен, что и на него в Администрации президента пойти не готовы.

"Сценарий с появлением второй партии власти левого толка мной всячески приветствуется, я неоднократно говорил о необходимости появления "партии регионов", которая бы оппонировала "Единой России". Но даже авторы доклада отмечают высокую рискованность этого сценария, на что вряд ли будет согласен президент. Кроме того, внутриполитический блок администрации сейчас наводнен либералами, а они воротят нос от любого "левого проекта", называя политиков, исповедующих такие взгляды, "популистами". Играть в "популизм" самостоятельно Кремль, может быть, и хочет, но боится. Кроме того, видно, что аккуратный популизм в исполнении президента Путина особо больших электоральных очков ему не приносит", – говорит он.

Политолог Николай Миронов уверен, что сейчас в высшей политической и экономической элите нет готовности к серьезным действиям, элита готова лишь на минимальные изменения косметического характера.

"Высшая элита поделила национальные доходы и активы, минимизировала с помощью государства конфликты в своей среде, готовится передавать наследство выросшим детям. Поэтому она очень не хочет перемен и боится экспериментов с политическими или экономическими реформами", – говорит он.

Однако власть очень внимательно будет оценивать региональные выборы 2019 и 2020 годов. В случае, если правящая партия продолжит терять голоса и регионы, она может и пойти на некоторые реформы.

"Двухпартийной системы у нас боятся – элиту это разделит на две части, а к этому Россия не привыкла, недаром у нас ключевая идея – единство. Поэтому на это пойдут только если фактически появится вторая (левая) партия, которая сможет взять большинство. До этого нет. Но поэтому сейчас благоприятное время для активных действий. Хотя конкретные действия тех или иных групп и лиц надо оценивать уже по контексту", – прокомментировал Миронов.

Готовы ли лидеры системных партий Зюганов, Жириновский и Миронов и высшее руководство "Единой России" идти на выборы в Госдуму от своих округов, а не по партийным спискам? Таким вопросом задается политолог Константин Калачев.

"Рейтинг ЕР в последнее время снижался. Если он продолжит падать, то гарантирующим невозможность неприятных для власти сенсаций стал бы отказ от партийных списков. Но что тогда делать с уважаемыми лидерами партий, которые не горят желанием избираться по округам?" – рассуждает он.

Провластная левая партия – не тот проект, на который может "клюнуть" протестный избиратель.

"Имитационный левый проект тоже выглядит заманчиво, но люди могут сразу понять, что строится он не снизу, что ноги его растут из АП, вряд ли подобная партия сможет аккумулировать протестные голоса", – продолжает Калачев.

Впрочем, новый партийный проект действительно необходим сейчас самой власти, потому что это один из немногих эффективных способов улучшить ситуацию, не меняя правила игры по сути.

"Лично я думаю, что возможности вернуть рейтинг "ЕР" на прежний уровень не исчерпаны. Это требует серьезных политических и экономических решений, но в принципе теоретически возможно. Что не отменяет необходимость появления "новичка", но вовсе не обязательно левого. Обновление партийного руководства в ЛДПР, "СР" и КПРФ рано или поздно произойдет естественным путем. Если добавить к этому "партию умеренного прогресса в рамках закона" (новичка) и помочь "ЕР" в восстановлении былых позиций, то правила игры можно не менять. Оставить как есть – 50 процентов партийные списки, 50 процентов одномандатники", – полагает политолог.

Однако наиболее вероятным вариантом станет инерционный сценарий, при котором все останется как есть. В этом сошлись все эксперты Накануне.RU.

"Наиболее реалистичный сценарий, не несущий в себе необходимость резких перемен. Перемены – это ответственность. В нашей системе брать на себя ответственность никто не любит. Потому выберут какой-то консервативный вариант, может быть, гибридный. Жизнь может не уместиться в четыре схемы", – говорит Константин Калачев.

По мнению политолога Максима Жарова, инерционный сценарий удобен тем, что удобен самой бюрократической системе.

"Он решает проблему ответственности политического менеджмента АП за каждое свое действие или бездействие в ходе думской кампании. В инерционном варианте будет очень удобно, как это делается и сейчас, сваливать все на "козни Володина" и объяснять этими "кознями" все изъяны нашей партийной системы, которая давно нуждается в перезагрузке", – считает эксперт.

Максим Жаров также замечает, что среди вариантов сценариев не учтен тот, по которому накануне на Украине был избран шоумен Владимир Зеленский.

Он объясняет это тем, что в Кремле уже давно перестали работать с шоу-бизнесом. "Эксперты фонда не рассматривают "вариант Зеленского". Но это наверное и правильно, потому что у нас до тех пор, пока Кремль вновь не начнет на постоянной основе плотно работать с шоу-бизнесом и разбираться на уровне профессионала в тенденциях современного интертейтмента, такой вариант невозможен. Даже не в силу его рискованности, а просто в связи с непониманием специфики этого сегмента", – заключил политолог.



Иван Зуев