Аналитика


Пожар на "Суперджете" – смертельный приговор постсоветской авиации
Происшествия | Центральный ФО | Северо-Западный ФО | В России | Магаданская область | Москва | Московская область

Самолет "Сухой Суперджет", выполняя рейс из Москвы в аэропорт Мурманска, недавно чуть не названный именем царя Николая II, совершил аварийную посадку в Шереметьево, в результате которой погибли люди.

Сразу после взлета с борта начали поступать сигналы бедствия, затем с экипажем была потеряна связь. Стало известно, что самолет имени Мустама Карима загорелся после жесткой посадки, по появлявшимся данным в СМИ, в него попала молния, затем рассматривалась версии с неисправностью техники, к пожару привело возгорание двигателя.

По данным ТАСС, на борту находилось 73 пассажира и пять членов экипажа, сначала говорилось о 13 -и погибших. К настоящему моменту СКР подтвердил гибель 41 человека, в их числе двое детей.

Глава Минздрава Вероника Скворцова, общаясь с журналистами, сообщила о 40 погибших и шестерых госпитализированных. Будет создана госкомиссия для расследования ЧП.

Внук известного советского военачальника — заместителя наркома обороны СССР по авиации, начальника ВВС РККА, полковник ВВС СССР Виктор Алкснис в беседе с Накануне.RU поделился своим мнением о трагедии. Причина возгорания, на взгляд эксперта, очевидна – это жесткая посадка, удар о землю и повреждение задней части самолета, возгорание керосина вполне можно объяснить, чего объяснить никак нельзя – это поведение людей из "первого класса". По мнению Алксниса, причиной таких больших жертв стало "обычное жлобство":

"Люди сгорели заживо в заднем отсеке, потому что пассажиры в переднем салоне решили, что их вещи дороже людей – они затрудняли эвакуацию, доставали ручную кладь с верхних полок. Естественно, возникла давка".

В СМИ восстанавливают ход событий – якобы после взлета в корпус самолета попала молния, экипажу не удалось с первого раза посадить аварийное судно, и пилоты пошли на второй круг из-за сложных погодных условий. А по данным интернет-ресурса AeroInside, который отслеживает авиаинциденты, у крыльев самолета отказали спойлеры (устройства, которые гасят подъемную силу при торможении лайнера), экипаж на последних минутах полета сообщил именно об этой неисправности. Экипаж в "режиме вынужденной посадки" посадил самолет и в результате происшествия (еще до пожара) никто не пострадал. В пресс-службе "Аэрофлота" особо подчеркнули, что отказ спойлеров у данного типа воздушных судов не является серьезной технической проблемой.

аэропорт Шереметьево, Аэрофлот, самолеты(2019)|Фото: Фото: Накануне.RU

Но при посадке у "Суперджета" подломились стойки шасси, которые, возможно, повредили топливные баки, это, вероятно, и привело к возгоранию одного из двигателей. Эвакуация пассажиров оказалась затруднена, во-первых, из-за того, что задние аварийные выходы были охвачены огнем и воспользоваться можно было только передними, а во-вторых тем, что сами пассажиры не давали пройти другим людям – по некоторым данным, они доставали с полок свои вещи, тем самым мешали пострадавшим перебираться вперед к аварийным выходам. Возможно, именно это привело к такому количеству жертв уже на земле?

Воздушное судно, принадлежащее компании "Аэрофлот", только-только вышло с конвейера, самолет был выпущен в 2018 году и эксплуатировался недолго. Но за этот короткий срок самолет несколько раз попадал в авиапроисшествия. По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), 7 октября 2017 года лайнер в ходе полета столкнулся с птицей. 30 января 2018 года судно при заходе на посадку не выпустило закрылки, пишет Forbes.

Подобные инциденты с участием самолетов из линейки "Сухой Суперджет" стали уже, увы, привычными. "Суперджет" – это первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР, он разработан компанией "Гражданские самолеты Сухого" с участием иностранных компаний (доля зарубежных компонентов превышает 70%). Также "Сухой" является первым российским самолетом, разработанным с использованием исключительно цифровых технологий проектирования. Заместитель председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Михаил Романов потребовал провести внеочередную проверку всех используемых сейчас самолетов серии SSJ-100 и прекратить их эксплуатацию до завершения расследования обстоятельств ЧП, пишет "Интерфакс".

Общественный и политический деятель, ведущий канала "Красная линия" Дмитрий Аграновский на своей странице в соцсети приводит слова заслуженного летчика России члена комиссии при президенте РФ Юрия Сытника, который негативно высказывается о "Суперджете-100". По его мнению, самолеты советских разработчиков после модернизации могли бы справляться со своими обязанностями без инцидентов. Летчик уверен, что авария была предсказуемой, и к этому привело якобы низкое качество лайнеров, об этом сообщает Daily Storm.

Дмитрий Аграновский пишет о том, что ради "Суперджета" погубили все отечественное авиастроение: "Я летал и на "Суперджете". По ощущениям ничего плохого сказать не могу. Специалисты о нем отзываются почти так же, как учителя про ЕГЭ. Много успел полетать на Советских самолетах, в том числе и в грозу. Я никогда не понимал, зачем надо было выводить из эксплуатации отличные, надежные Советские самолеты, почему их перестали производить. Причины назывались какие-то глупые – "перерасход топлива" в нефтяной стране, "превышение по шуму", хотя боинги и эрбасы ничуть не тише".

Аграновский высказывает мнение, что России нужна государственная авиакомпания и отечественное самолетостроение – только таким образом можно обезопасить полеты.

Несмотря на все призывы не допускать полеты "Суперджета" до выяснения всех обстоятельств, лайнеры пока продолжают летать. Стоит отметить, что с 2012 года это уже 19 происшествие этого типа судна, по данным ASN Aviation Safety Database. Первое произошло еще при выполнении демонстрационного полета 9 мая 2012 года в Джакарте, тогда погибли все 45 человек, что находились на борту – "Суперджет" врезался в гору. В 2013 году авария произошла также при посадке с убранными шасси при испытательном полете в Кеблавике. В Мехико "Суперджет" столкнулся с телескопическим трапом при буксировке. В прошлом году в Жуковском на аэродроме Раменское посадка прошла с невыпущенным шасси. В Якутске из-за тех же шасси самолет просто выкатился за пределы ВПП аэропорта Якутск. В феврале этого года в Домодедово произошло столкновение с мачтой освещения при рулении к месту стоянки.

крушение Сухой Суперджет-100 Индонезия(2012)|Фото:tempo.co

Что касается трагедии 5 мая, то еще неизвестно, зачем летчики решили вернуться обратно, Виктор Алксинс не уверен, что версия с молнией правдоподобна. Проблемы, которые возникают у "Суперджета" в последнее время, и трагедия в Шереметьево – смертный приговор этому самолету. Но, несмотря на все призывы запретить детище Михаила Погосяна, вероятно, "особые отношения" с властью (проект курировал еще Сергей Иванов) в очередной раз дадут "Суперджету" выйти "сухим" из воды.

(2005)|Фото: Дмитрий Пленкин www.itogi.ru

"Уже сейчас понятно, что самолет не очень удачный, – говорит Алкснис, – в силу тех проблем, которые возникают при его эксплуатации, иностранцы отказываются от закупок, да и российские компании тоже не очень хорошо к нему относятся. Но тогда, в 90-ые и в начале 2000-х, фирма Сухого пользовалась особым расположением властей, имела возможность выходить на высшие органы власти и получать государственные заказы и заказы в военной авиации. Это привело к тому, что мы разрушили конструкторское бюро Микояна, которое специализировалось на легких истребителях. Учитывая сложности с финансированием, Погосян добился того, чтобы все резервы были брошены на фирму Сухого. В результате они получили все деньги на авиацию, выпустили Су-57, а сейчас он никак не может пойти в серию, только один будет выпущен в этом году. И благодаря этому лоббизму он взялся за разработку пассажирского самолета, хотя пассажирские самолеты фирма Сухого никогда не делала. В результате были задавлены другие компании – Туполевская, Ильюшинская, остались не у дел те кадры, которые всю жизнь занимались пассажирскими самолетами и имели большой опыт".

Некоторые эксперты предполагают, что трагедия станет поводом для тотальной зачистки протеже Сергея Иванова в ОАК и отказа от всех ивановских начинаний – прежде всего, от "Суперджета". То, что мы сегодня остались без гражданских самолетов, по мнению эксперта Накануне.RU, это вина тех, кто лоббировал "Сухой Суперджет", тех, кто отдавал им все заказы и разрушал тем самым другие конструкторские бюро – все это олицетворение постсоветской реальности – люди, которым свои чемоданы дороже, чем чужие жизни, говорит Алкснис. "Это приговор авиапрому, которому нечего предложить, кроме пиара, такого, как "голосование" за аэропорт имени Николая II".



Елена Рычкова