Аналитика


Для развития Арктики предложили воссоздать Главсевморпуть
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | СЗФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Мурманская область

Для разработки запасов полезных ископаемых в Арктической зоне России нужны существенные государственные преференции. Речь идет не только о прямом финансировании работ, прежде всего, геологоразведки и научного изучения, но и о создании благоприятного инвестиционного климата. Законопроект о господдержке предпринимательской деятельности в регионе для общественного обсуждения опубликовало Минвостокразвития, но документ не помогает исполнению поручений по развитию Арктики, а, скорее, саботирует их, считают эксперты. Для реализации комплексного плана освоения региона предложено воссоздать Главное управление Северного морского пути, которое отвечало за регион в советский период.

Ресурсы российской части Арктики занимают 2/3 всех мировых запасов углеводородного сырья и стоят порядка $20 трлн. Мультипликативный эффект для отраслей экономики от индустриализации региона эксперты оценивают в 30 трлн руб. до 2030 г. Несмотря на экономический потенциал, программа разработки арктических месторождений на сегодняшний день отсутствует, отмечено в исследовании WMT Consult "Арктика. Как разбудить спящие регионы". В советские годы были сделаны самые значимые шаги к изучению запасов Арктики: построен флот геофизических и буровых судов, пробурено 58 скважин и открыты месторождения общим ресурсом в 10 трлн кубометров газа, рассказал на презентации доклада старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов. В 90-е годы интерес к Арктике пошел на спад, последнюю попытку создать комплексную программу Правительство предпринимало в 2011 г. Арктика остается неизученным регионом, требуется наличие подготовленных к освоению нефтеносных участков и тщательно продуманная программа научных работ, отметил он.

В своем докладе аналитики выделили три основные проблемы, которые нужно решить в госпрограмме. Первая – стимулирование компаний. В проекте Минвостокразвития существуют преференции лишь для действующих проектов в Арктике и СПГ-производств, по сути – это льготы для НОВАТЭКа.

Вторая задача – обеспечить кластерный подход к развитию арктических регионов. "Проекты в Арктике не могут существовать изолировано, имеет смысл использовать существующую на севере инфраструктуру и ресурсы. Целесообразно создавать промышленные кластеры, существующие месторождения могли бы послужить базой для новых проектов, в том числе, с выходом на шельф. Для этого тоже нужны льготы", – отметил Андрианов.

Третий важный момент – поделить обязанности в Арктике между государством и частными компаниями. Последние почти полностью отвечают за работу по научному исследованию региона, так как участки на шельфе государство отдавало без достаточного изучения. "В советские годы за счет государственных средств проводятся исследовательские работы, выясняется объем запасов. Компании не должны брать на себя ответственность за всю арктическую науку", – считает эксперт.

Правительство не осознает, что для таких специфических регионов, как Арктика, нужно создавать специальные организационные структуры, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. В советское время это понимали, поэтому за Арктику отвечало Главное управление Северного морского пути, воссоздать которое предложил экономист.

"Несмотря на свое название, это была не транспортная организация. Главсевморпути принадлежала вся полнота власти на СМП и прилегающих территориях. Это была организация, которая занималась комплексным освоением Арктики. Для развития Арктики необходима государственная поддержка, а для нормальной ее организации – эффективная система госуправления", – заявил Делягин.

Зайти в крупнейшую кладовую с течением времени становится проще. На руку бизнесу играют климатические изменения – за десятилетие температура в регионе выросла на 3 градуса, климатологи предполагают, что круглогодичная навигация по СМП будет возможна уже к 2050 г. Потепление должно настать и в климате инвестиционном. Однако Минвостокразвития, напротив, ужесточает требования к компаниям, который заходят в Арктику. Если НОВАТЭК получал льготы на старте – деньги ФНБ отчасти стали "подъемными" для завода компании, то новые проекты ведомство предложило поддерживать уже в зрелом периоде – когда они докажут свою экономическую эффективность, обратил внимание экономист Никита Кричевский.

Владимир Путин, арктический форум(2019)|Фото: kremlin.ru

"Это не самый умный подход. Налоговое стимулирование должно состоять из моментов, которые практически не учитываются в Минвостокразвития. У меня есть ощущение, что этот проект – саботаж указания президента по поводу развития Арктики. Никаких 80 млн т грузов по Севморпути не будет и в помине, потому что нет соответствующей законодательной базы", – отметил он.

Среди обязательных льгот, по мнению Кричевского, – нулевая ставка по НДПИ на 12 лет с момента начала добычи, понижающие коэффициенты по другим видам налогов на период реализации проекта, инфраструктурные льготы как на этапе создания производств, так и на время их эксплуатации.

"Когда мы говорим о налоговых льготах применительно к производственным проектам, правильно говорить не о льготах, а об инвестициях. Государство сегодня простит 1 руб. налога, чтобы потом получить 5 руб. с проекта. Когда мы говорим о льготах по НДПИ, мы забываем, что у нас уникальная ситуация, когда налог не дифференцирован по горно-геологическим, климатическим и транспортным условиям. В 2001 г. с помощью этого налога крупные олигархические структуры давили средний бизнес, потому что они работали на хороших условиях", – отметил Михаил Делягин.

Срок окупаемости арктических проектов составляет не менее 25 лет, в этом периоде налоговые условия не должны меняться. Однако сейчас наблюдается обратная тенденция, Правительство принимает решения, которые бьют по экономике инвестпроектов, связанных с Арктикой, и даже приводят к их отмене, сказал директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

"Последний удар нашего Правительства по НПЗ – повышение в полтора раза налоговой нагрузки при фиксации цен на бензин и дизтопливо – сделал нерентабельным многие проекты, в том числе проект Восточного нефтехимического комплекса. А эта нефтехимическая компания должна была обеспечить производство теплоизоляторов для судов, перевозящих СПГ по Севморпути. Решать проблему инвестиционного климата надо комплексно и думать о последствии решений", – отметил эксперт.