Путин назвал либеральную идею изжившей себя.
Не следует упрощать дело, считая, что это просто треп. Подобные заявления не делаются ТОЛЬКО ради риторики, ибо в таком случае не ясно, почему они не были сделаны вчера. За ними стоит какая-то новая практическая необходимость и важно не ошибиться в ее определении.
Тогда как же это понять?
Во-первых, это давно ожидаемый нами ход. Ну, наконец-то, Владимир Владимирович! А кое-кто думал, что вы будете долго-долго раскачиваться.
Во-вторых, не надо отождествлять либерализм с капитализмом как таковым. Речь не идет о "левом повороте" Кремля. Тогда о чем?
Власть ищет риторику, более приемлемую для наступившей новой эпохи - для эпохи неомеркантилизма. Власть, таким образом, оказывается более чуткой, чем либеральная оппозиция, к изменениям, происходящим в мире и обществе. Идейные ресурсы для этого имеются: консерватизм, правый и левый, вплоть до понятий советского истмата, распространяемые в информационной сфере поп-марксистами. Неосоветизм в его сталинистском, "верхушечном" исполнении (не путать с "низовым" его вариантом) - это вполне провластный тренд.
Реформистские, социально-ориентированные изменения в практической политике теперь вовсе не исключены - но НЕ очевидны и заведомо НЕ детерминированы. Считать их УЖЕ начавшимися, либо исключать их напрочь - было бы двумя крайностями, которые следовало бы избегать тому, кто не хочет заниматься пропагандой.
Доцент УрГПУ Андрей Коряковцев