На экраны вышел французско-бельгийский фильм "Курск" о катастрофе на российской атомной подлодке в 2000 году. Продюсером стал Люк Бессон, а сама лента основана на книге Роберта Мура "Время умирать". Многие критики уже сравнили картину с недавним сериалом от HBO "Чернобыль", и, действительно, если убрать сугубо "российские" реалии, диалоги о потерянном и загубленном, а некогда великом флоте СССР, то общий посыл и даже картинка – похожи на сериал об аварии на АЭС. Главное то, что идентичен посыл – государство жертвует простыми людьми ради собственных интересов и сохранения военной секретности.
Адмирал Грузинский (вымышленный персонаж, чем-то похожий на Сталина) отказывается от иностранной помощи, отвергает крепкую руку Колина Ферта, который в своем лице изображает весь британский флот, и ждет, пока выжившие на подлодке погибнут и вместе с ними – странно похожий на Путина главный герой (это особо отметили на фестивале в Торонто).
Так же как и в "Чернобыле" – государство постоянно лжет, особенно на пресс-конференциях, когда обвиняет силы НАТО (по одной из версий "Курск" затонул именно после столкновения с американской подлодкой, это и вызвало детонацию боеголовки боевой торпеды на "Курске"), скрывает все, что можно скрыть, и ведет себя по-хамски с беременными женщинами и пожилыми матерями офицеров. Отличает от "Чернобыля" фильм только то, что смотреть его скучно, сюжета как такого нет, да и близость к российским реалиям не так поражает – она довольно наигранная и, как всегда, мрачная до тошноты. Сплошь православные кадила, панельки, нищета и водка.
Фильм начинается с того, что морякам задерживают зарплату. Чтобы купить ящик водки и шампанского, все офицеры продают часы – у сослуживца свадьба. Так без часов оказывается весь экипаж, после аварии героям сложно узнавать время, чтобы подавать сигналы о том, что они живы. Без штанов, зато с автоматом – традиционное представление о нас. Сердечное спасибо.
Один едва женился, у второго жена беременна и сын ждет его дома – на этом держится вся художественная часть. Старые вояки вспоминают былое могущество, жалуются друг другу, что теперь боевые корабли перевозят овощи.
"Если американцы нападут – "Кутузов" будет стрелять капустой", – сетует Грузинский.
В итоге герои приходят к выводу, что рассуждать о нападении врагов стоит только после того, как станет ясно – кто же враги? Действительно, в те годы, после периода дружбы с США, наступил переломный момент, когда РФ проснулась с больной головой после "лихих 90-х" на развалинах страны, и не совсем было ясно, что будет дальше. Враги в свою очередь – или "зарубежные партнеры" – только и говорят в фильме, как хорошо, что у этих русских больше нет денег, чтобы строить свои страшные подлодки.
По сути, перед нами трагедия ограбленного народа, разваленной армии и потерянного флота, но создатели фильма выводят свой старый антисоветский поезд на давно проложенные рельсы – так удобней. Старшее поколение по инерции продолжает верить военным, пожилая мать осуждает молодых жен, что они так яростно требуют ответов у власти. Она вспоминает, как ждала мужа еще в советское время, когда спасательные операции всегда проходили в строгой секретности – и успешно, вот, муж вернулся, а сын… Сын попал на подлодку уже совсем в другой стране, и это осознание приходит к женщине слишком поздно.
Опять же, как и в "Чернобыле", сквозная линия – зачем атомное оружие, ядерные ракеты и подлодки такой бесхозяйственной стране, ведь причиной катастрофы и здесь показана халатность, непрофессионализм и самодурство власти?
Основная версия катастрофы – взрыв неисправной практической торпеды, который привел к затоплению отсека, короткому замыканию, потере управления, вследствие чего лодка пошла ко дну. По фильму экипаж до аварии знает о проблеме, но вышестоящее руководство просто закрывает глаза на это и сбросить торпеду не велит. На самом деле было очень много вопросов – как в действительности произошла детонация? Аналитики писали, что за "двадцать лет эксплуатации АПЛ проектов 949 (их было две, и обе они уже списаны) и 949А (вместе с "Курском" их в составе ВМФ РФ было одиннадцать), при проведении около тысячи торпедных стрельб не было ни одного подобного случая с практическими торпедами". А вот столкновения с американскими подлодками уже случались и не один раз. В зоне бедствия нашей атомной подводной лодки находились американская "Толедо" и английская "Сплендид", они следили за учениями.
Все помнят, что Билл Клинтон долго разговаривал с Путиным по телефону, приезжал глава ЦРУ и после этого американский президент пошел на уступки Москве – отказался разворачивать ПРО. Да, есть версия, что таким образом мы предотвратили Третью мировую, "замяв" инцидент с нападением на "Курск", да, это только догадки, но и фильм построен на догадках, просто таких, которые невыгодны нам.
Многие СМИ отметили полное и, можно сказать, тотальное отсутствие Путина в картине. А ведь фраза "Она утонула" приобрела мировую известность. Говорят, так решили избежать скандала.
Но скандал был – наше Министерство обороны долгое время препятствовало съемкам, оно отказалось от сотрудничества с киношниками, хотя поначалу выражало большую заинтересованность – но, видимо, после того, как эксперты ознакомились с книгой и сценарием, остудили свой пыл?
По версии, изложенной в фильме, моряков можно было спасти, если бы наше руководство допустило к спасательным работам норвежские и британские спасательные суда. Но даже не рассматривается вариант, что причиной аварии и могло стать столкновение с американской или британской лодкой. Согласно сюжету, подводники были живы несколько суток после катастрофы, вплоть до спасательной операции российских военных. В фильме они живы и трагически погибают (перед смертью пьют водку и поют) только из-за халатности одного из недоученных новичков всего за несколько часов до того, как команда Колина Ферта приходит им на помощь. Но согласно криминалистическим экспертизам, все 23 моряка в 9-м отсеке "Курска" погибли в первые 8 часов, когда никто помочь им не мог, наверное, потому многим интерпретация событий в фильме может показаться глумлением.
Хотя опыт сериала "Чернобыль" показывает, что на популярность среди российских зрителей такие мелочи, как "несоответствие действительности", не влияют.