При попытке сбежать в Ниццу (на этой версии настаивают силовики) в "Шереметьево" был задержан основной владелец группы "Новый поток" Дмитрий Мазуров. Вместе с однокурсником президента России Николаем Егоровым в Тюменской области он запустил Антипинский НПЗ, но уже в 2018 г. установки завода встали из-за отсутствия денег. Кредиторы забрали предприятие за долги и подключили иностранного инвестора. История крупнейшего частного перерабатывающего завода в стране, построенного с нуля, может закончиться не только банкротным, но и уголовным делом: следствие подозревает, что не все кредиты, взятые для строительства АНПЗ, были использованы по назначению.
Мазуров подозревается в хищении более $3 млрд кредитов "Сбербанка", "Промсвязьбанка" и "Абсолют-банка" на общую сумму более $3 млрд. Деньги были взяты на строительство Антипинского НПЗ, пишет "Коммерсант" со ссылкой на свои источники. Мазуров якобы занял $1,75 млрд у "Сбербанка", но не пустил их в дело, параллельно тоже под строительство АНПЗ он взял кредиты в других банках.
Вменяемая Мазурову, по информации СМИ, сумма хищений совпадает с предварительной оценкой инвестиций в АНПЗ. Львиная доля – кредитные средства "Сбербанка", который инициировал уголовное разбирательство. Последние кредитные линии для АНПЗ были открыты осенью 2018 г., Сбербанк одобрил дополнительные лимиты общим размером в 9 млрд руб. для оборотного финансирования АНПЗ и в 5,5 млрд руб. – на выпуск аккредитивов для закупки нефти.
Любой проект можно реализовать как за самые скромные средства, так и самыми дорогими в мире методами, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. Оценить реальную стоимость того или иного производства невозможно, все зависит от того, было ли у владельцев желание освоить средства эффективно для проекта или для своих личных интересов.
"Сейчас завод пытаются продать азербайджанцам, а они пытаются получить его без долгов, поэтому запущена процедура банкротства. Однако получается, что "Сбербанк" своих денег может не получить, поэтому он инициирует всеми возможными способами возврат потерянных денег. Думаю, что задача №1 - удержать Мазурова и уже на месте выяснять обстоятельства", - рассказал Накануне.RU эксперт.
В "Новом потоке" задержание Мазурова объясняли попыткой давления на следствие "со стороны недоброжелателей". Со слов оперативников СМИ сообщили, что Мазурова решили задержать из-за его планов улететь в Ниццу, где у совладельца "Нового потока" имеется недвижимость. Представитель группы отрицает попытку побега: Мазуров добровольно приходил в Следственный комитет для дачи показаний по делу. "Давление" ряд наблюдателей связывают с добычным проектом, оставшимся у АНПЗ.
Антипинский нефтеперерабатывающий завод возобновит работу 20 июля, заявили топ-менеджеры. SOCAR оплатила поставки в июле, завод будет работать по давальческой схеме – на привозном сырье с "ЛУКОЙЛа" и "Сургутнефтегаза". Со временем предприятие планирует подключиться к системе трубопроводов "Транснефти", сроки начала работы на собственном сырье не называются, хотя у предприятия есть лицензии на добычу. Компания Мазурова планировала разрабатывать Гремячевское, Могутовское и Воронцовское месторождения под "Бузулукским бором", который является заповедной зоной. Суммарные запасы оценивались в более 20 млн т, конкурс "Новый поток" выиграл в 2015 г. В июне текущего года в Минприроды поступила жалоба от юриста Павла Дуксина из адвокатского бюро "Мельницкий и Захаров", он требовал отозвать лицензии у "Нового потока" из-за отсутствия госэкспертизы документации и срыва сроков ввода участков в эксплуатацию – добыча должна была стартовать в 2018 г., но не началась до сих пор. Вероятно, причиной стали как раз проблемы на Антипинском НПЗ. Отметим, что "Новый поток" выиграл право добычи у ННК Худайнатова и "Газпром нефти", интерес к участкам также сохраняет "Роснефть".
SOCAR заинтересована в сохранении месторождений на балансе предприятия, но АНПЗ эти запасы не спасут, уверен Симонов. История предприятия – драма не акционеров завода и "Сбербанка", а всей независимой нефтепереработки. "История показала, что в России независимая переработка невозможна. В ситуации демпфера, который интересен только ВИНКам, имеющим и добычу, и переработку, совершенно не учитываются интересы независимого сегмента", – говорит Симонов, добавляя, что новый акционер и давальческая схема не решают проблемы завода. Глава ФНЭБ предполагает, что покупка АНПЗ азербайджанской компанией может быть частью политических отношений между странами.
Задержание Мазурова называют ударом по собянинской группе. Напомним, партнер по бизнесу Дмитрия Мазурова Владимир Калашников – бывший советник Сергея Собянина, сам завод также начал строиться и получил поддержку региона в тюменские годы нынешнего мэра Москвы. Первопричина вмешательства силовиков – не попытка нанести удар по какой-либо группе влияния, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. Ситуация с Мазуровым – продолжение тренда на вмешательство силовой корпорации в коммерческие разборки.
"Это было показательно в ситуации с Калви, чуть менее очевидны мотивы в истории с Петровым (основатель "Рольфа", – прим.) и Мазуровым. Силовики во всех случаях стали стороной конфликта, пока непонятно, был Мазуров на крючке силовиков и они попросили обратиться с заявлением или это чья-то сторонняя инициатива. Однако как только любой бизнесмен пускает силовиков в дело, из субъекта он превращается в объект. Если силовая машина запущена, то заявление становится инструментом в ее руках, и дело кончится тогда, когда решат силовики", – рассказал Накануне.RU Салин.
Политолог добавляет, что последствия очередного коммерческого конфликта можно интерпретировать как удар по одному из возможных кандидатов в президенты после 2024 г. "На пост президента, который после 2024 г. будет менее влиятельной фигурой за счет выхода на первую роль вице-президента, есть две кандидатуры: Дмитрий Медведев и Сергей Собянин. По Медведеву блок силовиков наносит удары регулярно, почему бы противоположной стороне не нанести удар по Собянину?" – отмечает политолог.
Напомним, в мае 2018 г. Сбербанку перешли 80% акций Антипинского нефтеперерабатывающего завода через покупку 100% Vikay Industrial Limited (контролировалась Мазуровым и Владимиром Калашниковым). Даже после вхождения в проект азербайджанской SOCAR 20% акций принадлежат адвокату Николаю Егорову.