Председатель Госдумы Вячеслав Володин в "Парламентской газете" опубликовал статью, в которой мягко и ненавязчиво предложил нагрузить Госдуму дополнительными полномочиями, а именно – возможность формировать правительство при участии нижней палаты.
"Также было бы правильно — подчеркну, на мой взгляд — дополнительно рассмотреть вопрос участия Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации", – пишет Володин.
Все это подкрепляется рассуждениями о Конституции и о возможных ее изменениях – Володин прямо пишет, что основы незыблемы, но точечные изменения возможны, чтобы, дескать, идти в ногу со временем.
Кроме того, неплохо было бы, по мнению действующего спикера ГД, чтобы премьер-министр более широко отчитывался перед парламентом. По этому вопросу он не дает более развернутого объяснения, что имеется в виду, но общий принцип понятен – должна быть не общая отчетность премьер-министра о проделанной работе, а отчетность еще и за отдельные министерства.
Таким образом, Володин, очевидно, ищет способы вписаться в грядущий транзит политической системы через расширение возможностей Госдумы и "примерить" на себя частичку полномочий президента, уверен директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
– Зачем Володину именно такая форма обращения? Он пытается подстроиться под транзит власти?
– Во-первых, я бы говорил не о транзите власти, а о транзите политсистемы. Когда говорят о транзите власти, то предполагается, что ключевые фигуры будут уходить, а власть имеет в виду транзит политсистемы. То есть поменять форму, но не менять содержание. Конституционно-правовая форма меняется, а с точки зрения персональных бенефециаров – ничего принципиально нового. Это замысел власти в отношении политсистемы. Не факт, что получится, но он таков. Во что это все выльется на самом деле – время покажет.
Поэтому здесь действительно Володин прощупывает почву для своих перспектив именно в транзите политической системы: каким образом можно вписать в этот транзит институт Госдумы, который он контролирует.
– При этом он целится в еще неопределенную цель?
– Сейчас среди элиты распространена такая точка зрения – все понимают, что неясно, в каком направлении пойдет транзит политсистемы конкретно, но консенсус внутри элиты такой, что так или иначе транзит будет сопряжен с переходом к более коллективной модели управления, чем есть сейчас, когда все рычаги принятия окончательных решений сосредоточены на фигуре президента – и в силу институционального наполнения этой должности по Конституции, и в силу политической ситуации де-факто, поскольку вся политсистема держится на рейтинге Владимира Путина.
А если будет переход к коллективной системе, значит, институт президентства, с точки зрения наполнения его конституционными полномочиями, будет несколько "расползаться" по другим властным институтам. И вот господин Володин предлагает эту частичку президентских полномочий, которые сейчас президент имеет де-факто, передать Госдуме – но он это подает мягко. То есть по Конституции Госдума вовлечена в процесс формирования правительства, а на самом деле не участвует. Он, по большому счету, очень осторожно сформулировал предложения – статья большая, а конкретики очень мало.
– А зачем еще и расширять отчетность Правительства перед Госдумой?
– Там есть два конкретных предложения – одно более серьезное, на котором сейчас все сосредоточены – как раз участие Госдумы в формировании правительства, другое менее масштабное – расширить объем отчетности перед Госдумой. Он апеллирует к тому, что текст Конституции менять не надо, а нужно менять определенные правоприменительные практики. А те предложения, которые звучат в статье, по его логике, они уже заложены в действующую Конституцию, просто сейчас есть одна правоприменительная практика, одна трактовка статей, а он предлагает другую.
Так что он здесь трижды перестраховался.
– И есть ли у Володина перспективы вписаться в транзит?
– С момента его назначения в 2016 году он прощупывал все возможности, которые есть для расширения аппаратного влияния Госдумы, но именно в рамках той политсистемы, которая существует сейчас, до транзита. То есть, грубо говоря, как можно явочным порядком, не расширяя даже какую-то правоприменительную практику, кардинально не пересматривая наследие своих предшественников, при которых Госдума превратилась в чисто технический орган, как-то немного расширить ее влияние.
А сейчас речь идет уже о более серьезных изменениях – хотя все это происходит очень и очень осторожно, но последовательно. Не шаг за шагом, а шажок за шажком.
– То есть, учитывая его аппаратный вес или то, что в целом он на хорошем счету, все равно невозможно сказать – впишется ли он и какая у него может быть роль?
– Здесь одни знаки вопроса и нет никакой ясности – никто не знает, по какому реально сценарию у нас пойдет транзит системы. И Владимир Путин не знает, потому что даже предварительные решения не приняты – они будут приниматься не раньше 2020 года. И это будут еще только предварительные шаги – какие институты будут усиливаться, какие ослабляться, может, новые институты возникнут. Потом, когда определятся с форматом, будет конкретное персональное наполнение. И только тогда примерно станет понятно, у какого игрока какие перспективы – и то очень многое будет зависеть от действий самого этого игрока. Поэтому на этот вопрос нельзя сейчас дать ответ.