Российский узкофюзеляжный самолета МС-21 называют будущим отечественного самолетостроения. Характеристики этого воздушного судна по многим параметрам превосходят известные аналоги. Магистральный лайнер МС 21 рассчитан на перевозку от 150 до 210 человек. Для работы над проектом Минпромторг вместе с корпорацией "Иркут" (входит в "ОАК") разработал комплекс мероприятий по замене иностранных композиционных материалов и ряда комплектующих изделий на российские аналоги. По словам вице-премьера РФ Юрия Борисова, это позволит обеспечить технологическую независимость производства самолетов МС-21 от "санкционной" продукции.
Однако импортозамещение не коснулось одного из главных элементов проекта. Стало известно, что ПАО "Иркут" собирается закупить 20 комплектов (по два двигателя каждый) американских силовых установок. Таким образом, первая партия МС-21 будет летать на иностранных PW1400G, а не на отечественных ПД-14 (которые пока не прошли европейскую сертификацию EASA).
ПД-14 (перспективный двигатель или пермский двигатель) — семейство российских перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей с тягой на взлете от 9 до 18 тонн, разрабатываемое корпорацией ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация). Головной разработчик — АО "ОДК-Авиадвигатель" (Пермь), головной изготовитель — АО "ОДК-Пермские моторы" (Пермь).
Цель проекта, как заявляют разработчики — завоевание более 10 % рынка турбовентиляторных двигателей в классе тяги 7-18 т (по расчетам ОАК, примерно в 2019-2020 годах потребуется до 200 двигателей в год). Стоимость всей программы оценивается в 70 млрд руб., из которых 35 млрд руб. будет выделено из бюджета.
На фоне известия о закупках PW1400G для МС-21, в правительстве Пермского края заявили о ведущейся на предприятии подготовке к уже серийному производству ПД-14. В Росавиации при этом хотят, чтобы на МС-21 были именно отечественные двигатели.
Впрочем, президент фонда "Партнер развития гражданской авиации", бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов в беседе с корреспондентом Накануне.RU назвал покупку американских двигателей для МС-21 на данном этапе "правильным и нормальным шагом".
"Этот факт говорит о том, что ПД-14 на сегодняшний день не до конца сертифицирован. Не получили все разрешения, не получили сертификат Запада. Запад не будет покупать, пока не будет сертифицирован самолет и двигатели. И для того, чтобы не сдерживать летные испытания этого самолета, принято такое решение, чтобы МС-21 летал в сертификационные полеты и не сдерживался из-за нехватки ПД-14", — высказал мнение эксперт.
Отметим, что в октябре 2018 года двигатель закончил сертификационные испытания и получил сертификат типа. Валидация сертификата типа в Европейском агентстве по безопасности полетов (EASA) на соответствие требованиям европейских норм (CS-E) запланирована на 2021 год.
Последствия для проекта МС-21, по словам Олега Смирнова, были бы хуже, если бы решение о покупке американских двигателей не приняли, поскольку это продлило бы плановые сертификационные испытания нового воздушного судна. "Если будет правильная техническая политика проведена у двигателестроителей за этот период, то будем надеяться, что до того, как американские двигатели выработают ресурсы, ПД-14 будет приведен в соответствие и на крыле МС-21 начнут размещать наши отечественные двигатели", — сказал он.
При этом эксперт подчеркивает, что без двигателей ПД-14 проект российского самолета МС-21 теряет свой смысл, поскольку "приобретение западных двигателей — очень дорогое удовольствие", равно как и их эксплуатация.
"Поэтому необходимо все силы бросить, чтобы ввести ПД-14 в строй", — заявил Олег Смирнов.
Как полагает эксперт, ПД-14 мог внедряться и быстрее. "Сложности с ПД-14 возникают по понятным причинам. ПД-14 делается давно, ввиду абсолютной некомпетентности наивысших уровней госрегулирования. Это серьезная работа, которой госорган в лице Министерства промышленности и торговли РФ должен серьезно заниматься", — высказался президент фонда "Партнер развития гражданской авиации".
По техническим характеристикам авиадвигатель ПД-14 не уступает зарубежным аналогам, которые сегодня находятся в эксплуатации, а по ряду параметров (по выбросам в атмосферу, шумам и так далее) превосходит их. Еще в 2015 году Владимир Путин, отвечая на вопрос Накануне.RU на большой пресс-конференции, назвал ПД-14 "огромным достижением наших двигателестроителей". Энергообеспеченность и возможности ПД-14 "дают нам возможность развивать целую линейку самолетов и среднемагистральных, и дальнемагистральных". Он отметил, что двигатели были самым слабым звеном в российской авиационной промышленности. "Я думаю, что с авионикой мы справимся, но это было слабым звеном, потому что мы должны были использовать либо Pratt&Whitney, либо Rolls-Royce, — сказал Путин. — У них хорошие двигатели, но наш лучше. И самолет у нас будет лучше".
Работы по совершенствованию двигателя будут вестись в течение всего периода его эксплуатации. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе компании "ОДК", которая занимается разработкой ПД-14, любой авиадвигатель совершенствуется на протяжении всего периода использования, с учетом накопленного опыта и новых разработок.
"Будут проводиться работы и по развитию двигателя ПД-14, в частности, на основе ПД-14 планируется создать линейку отечественных двигателей различной мощности", — добавили в пресс-службе предприятия. Сейчас "ОДК" занимается подготовкой к серийному производству ПД-14.
Ожидается, что первые летные испытания российского самолета MC-21, оснащенного отечественными двигателями ПД-14, начнутся в 2020 году. Эти сроки были озвучены во время совещания губернатора Пермского края Максима Решетникова с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько, управляющим директором АО "ОДК-Авиадвигатель" Александром Иноземцевым и главным конструктором АО "ОДК-Авиадвигатель" Игорем Максимовым.
В настоящий момент на Иркутском авиационном заводе – филиале корпорации "Иркут" ведется постройка самолета МС-21-300, который пройдет летные испытания с двигателями ПД-14, сообщили Накануне.RU в пресс-службе "Объединенной авиастроительной корпорации".
В корпорации также добавили, что проект МС-21 изначально создается с двигателями двух типов: российским ПД-14 и зарубежным PW1400G-JM. Такое решение соответствует мировой практике, поскольку расширяет рынок сбыта самолета. В настоящее время самолеты МС-21-300 проходят сертификационные испытания с двигателями PW1400G-JM. Закупка двигателей PW1400G-JM осуществляется для выполнения твердых контрактов, в первую очередь, между корпорацией "Иркут" и лизинговой компанией "Авиакапитал-Сервис". "Авиакапитал-Сервис" имеет контракт с авиакомпанией "Аэрофлот", предусматривающий поставку самолетов МС-21-300 с двигателями PW1400G-JM.
"Тип двигателя для серийных самолетов выбирает заказчик", – подчеркнули в авиастроительной корпорации.