Министр экономического развития РФ Максим Орешкин предрёк "взрыв" в российской экономике из-за роста закредитованности граждан. Он сослался на данные Центробанка, заявив, что в четвёртом квартале 2018 г. треть кредитов была выдана людям, у которых платежи превышали 60% совокупного месячного дохода. По словам Орешкина, сейчас Минэкономразвития разрабатывает предложения помощи людям, которые попали в трудную ситуацию из-за кредитов. Министр заявил, что пик проблемы наступит в 2021 году.
Эксперты неоднократно указывали на то, что Орешкин защищает в первую очередь капитал, и новые решения опять могут быть приняты в пользу капитала, а закредитованные граждане так и останутся в кабале, удавка которой будет всё больше затягиваться на шее. А ведь проблема суперзакредитованности – в низких зарплатах и невозможности многих граждан решать текущие проблемы своими силами. И здесь требуются как меры избавления от бремени долга, так и меры, повышающие доходы граждан.
Можно ожидать и того, что усугубление ситуации с суперзакредитованностью граждан будет очень серьёзно влиять на рейтинги партии власти, депутатов и в целом на оценку власти на выборах, которые уже не за горами – в 2021 году выборы в Государственную думу, а затем и избрание президента в 2024-м.
Поэтому уже сейчас необходимо задать вопросы экономическому блоку Правительства и решать проблему быстро и оперативно, уверен автор законопроекта о запрете МФО, депутат Госдумы от Свердловской области Андрей Альшевских. Он поделился своим мнением с Накануне.RU.
– Вы разделяете выводы министра о грядущем взрыве из-за проблемы закредитованности?
– Проблема есть, и закрывать глаза на эту проблему я бы не рекомендовал. Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что всегда, когда экономический блок Правительства, ЦБ и, в частности, Орешкин приходили в Госдуму, им задавали вопрос об опасности высокой закредитованности населения.
В том числе и Орешкин говорил, что эта ситуация находится под контролем, мол, опасности в кабмине не видят. Что произошло за совсем короткое время, мне тяжело сказать. Может быть, появились какие-то новые данные, которые Правительство, к сожалению, раньше не видело или пыталось не замечать, но тем не менее, прозвучало его мнение, и надо сейчас разбираться.
Завтра начинается пленарная неделя, последняя перед каникулами – я думаю, эта тема будет обсуждаться в рамках политических заявлений. Раз тема, наконец, озвучена, надо отнестись к ней серьёзно и заранее пытаться найти механизмы, чтобы не допустить этого проявления.
– Есть мнение, что речь Орешкина защищает капитал, а граждане – их каково будущее, какова картина?
– Я не могу сказать, какова картина по стране, потому что данных не имею под рукой, но тем не менее, у нас на самом деле ситуация неоднозначная и тяжело объяснима. Потому что у нас промышленные предприятия, бизнес на депозитах держат порядка 20 трлн – это средства, которые бизнес просто держит и не вкладывает в модернизацию, в развитие производств, экономики. Эти деньги не направляются на повышение заработной платы, чтобы увеличить потребительский спрос населения.
С другой стороны, у нас достаточно бурно расцвели микрозаймы, которые пытаются объяснить тем, что большинство населения перехватывает деньги от зарплаты до зарплаты, потому что им тяжело прожить – и это официальная позиция в том числе и Орешкина, и Центробанка.
Так у меня здесь возникает вопрос: а не пробовали ли вы разработать определённые механизмы и не поддерживать бизнес, который людям отдаёт под большие проценты малые суммы 10-20 тыс. для того, чтобы они от зарплаты до зарплаты перехватились, а, может быть, нужно пойти другим путём – попытаться убедить бизнес те деньги, которые они держат в кубышке, всё-таки направлять на повышение заработной платы, чтобы минимизировать все эти потери?
Вопросов очень много возникает именно к экономическому блоку нашего Правительства. И вот это заявление Орешкина ещё раз говорит о том, что здесь надо в целом оценивать работу наших финансистов-экономистов в кабмине.
– Ну а те меры, о которых говорит Орешкин – больше кому будут помогать – гражданам или опять же капиталу, и как эти меры повлияют на снижение закредитованности, на рост благосостояния?
– Мне сейчас тяжело давать оценку высказываниям Орешкина, потому что предложения пока не сформулированы в виде определённых мер, постановления или законопроекта, это просто мнение.
Моя позиция – мы должны принимать все меры для того, чтобы выигрывало население, про бизнес я уже сказал – есть подушка, есть сбережения, которые бизнес несильно хотел бы тратить, а граждане берут кредиты не потому, что они хотят брать займы под большие проценты, а потому, что это острая жизненная необходимость, и здесь все меры должны быть направлены на поддержку простых граждан. Это моя позиция.
– Вы уже предлагали законопроекты о запрете МФО. Может быть, пора вернуться к этому вопросу?
– Обязательно. Сейчас хотелось бы понять и посмотреть, какие законодательные инициативы будут внесены на эту тему для того, чтобы подключиться к этой работе. Это ведь не для галочки отчитаться: "вот я внёс закон". Вопрос не в законе, а в решении проблемы, на что и направлены те или иные законодательные инициативы. Предыдущая работа уже привела к тому, что ограничили проценты. Но Правительство с подачи Центробанка ещё тогда было категорически против того, чтобы запрещать эти микрофинансовые организации, потому что они якобы нужны для того, чтобы граждане могли перехватиться от зарплаты до зарплаты. Но пути решения – надо работать с бизнесом. Перспективы есть.
– Закредитованность наверняка влияет и на политическое будущее. В 2021 выборы в Госдуму, а дальше выборы президента, как проблема суперзакредитованности будет влиять на политическую ситуацию, на устойчивость власти?
– Это будет иметь прямое влияние на доверие к власти, на рейтинги. И это в первую очередь будет влиять на рейтинги и доверие к действующим депутатам, в том числе и ко мне, потому что мы эти все вещи должны отслеживать и оперативно принимать решения.