Аналитика


Не отнимут, так заморозят: объявлены планы на накопительную часть пенсий россиян
Экономика | В России

Пенсионный фонд России раскрыл планы на накопительную часть пенсий россиян. Действующий "временный" мораторий на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии будет продлен на период 2020-2022 гг.

Заявление может означать, что пауза в истории с введением индивидуального пенсионного капитала (ИПК) окажется несколько длиннее, чем планировалось. ИПК (в сегодняшней версии - дополнительный платеж в размере 6% от зарплаты, то есть почти прямое изъятие средств) должен был появиться в 2019 г., но в Госдуме проект так и не увидели. Очевидно, власти не рискнули проводить непопулярные "реформы" одну за другой - на попытку оттяпать часть дохода в бюджет россияне отреагировали негативно уже на этапе обсуждения.

Как и повышение пенсионного возраста, ИПК внедряется с целью сбалансировать бюджет Пенсионного фонда и повысить выплаты - так говорят чиновники. Однако свои обещания в области пенсионного обеспечения они исполнять не привыкли. Счетная палата вновь заявила о неэффективности пенсионной системы, в том числе, из-за "заморозки" накопительной части.

Реализуемая с 2013 г. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы никак не повлияла на уровень пенсионного обеспечения граждан, заявила на "круглом столе" в Госдуме аудитор Счетной палаты Светлана Орлова. Стратегия, напомним, ставит задачу обеспечить коэффициент замещения трудовой пенсией по старости до 40%, повысить средний размер трудовой пенсии по старости до 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера, повысить эффективность накопительной составляющей.

"За шесть лет ее реализации коэффициент замещения не превысил 35%. Чтобы достичь 40%, средний размер страховой пенсии неработающего пенсионера в 2024 г. должен составлять не менее 24 тыс.руб. Для этого, начиная с 2022 г., страховые пенсии неработающих пенсионеров необходимо увеличивать в два раза выше уровня инфляции", - подчеркнула аудитор.

Последние действия Правительства - отмена индексации пенсий работающим пенсионерам и мораторий на формирование накопительной части ухудшили положение пенсионеров, лишив доходов, но не решили проблем пенсионной системы.

Счетная палата не первый год говорит о неэффективности пенсионной системы. Продление моратория на формирование накопительной части будет и дальше формировать недоверие граждан как к накопительному элементу и в целом к системе, отмечал год назад аудитор СП Владимир Катренко. Только в 2018 г. за застрахованных лиц не поступят страховые взносы на накопительную пенсию в объёме более 450 млрд руб. Он повторил практически все тезисы Орловой. Между тем в ПФР уже возразили Счетной палате: Россия ратифицировала 102-ю конвенцию Международной организации труда, которая и предусматривает коэффициент замещения прежнего заработка не менее 40% и этот ориентир выполняется. "Более того, в отношении некоторых типов получателей, определенных конвенцией, коэффициент замещения еще выше", - заявила пресс-служба фонда.

Прошлые рецепты "спасения" пенсионной системы положительного эффекта не дали и Правительство предложило новые меры - повышение пенсионного возраста и ИПК. Близкие к Правительству - авторам "реформы" - экономисты заявили, что уровень бедности вчерашних пенсионеров - нынче "предпенсионеров" увеличится к концу переходного периода пенсионной "реформы", а в СП заявляли о нулевом эффекте для реального дохода пенсионеров. Промежуточные итоги первой части "реформы" можно будет подвести в конце 2019 г., второй этап кабмин планомерно откладывает. В марте СМИ писали, что переход на ИПК сочли несвоевременным в аппарате президента, якобы итоги телефонных опросов россиян были неудовлетворительными, и реформу отложили на неопределенный срок. Данные ПФР внесли ясность: пока действует мораторий, ИПК в России не появится.

Основными сторонниками ИПК являются авторы инициативы - Минфин и Центробанк. Для первого дополнительные поступления - возможность уменьшить бюджетные траты на Пенсионный фонд (взносы работодателей не уменьшатся, сегодняшние 22%-ные отчисления направятся в распределительную систему и станут страховой частью пенсии). Для Центрального банка дополнительные 6% - поддержка рынка НПФ. Однако независимые эксперты все чаще выступают с критикой идеи. Идея перейти на индивидуальный пенсионный капитал не вызывает оптимизма, отметил в беседе с Накануне.RU первый заместитель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.

"Предложение находится в русле либеральных тенденций, они уже привели к не очень хорошим результатам - повышению пенсионного возраста. Наша позиция не изменилась, мы выступаем за переход к распределительной системе. "Заморозка" накопительной пенсии - шаг в этом направлении, хотя совершенно понятно, что это полумера: нужно либо переходить к солидарной системе, либо в полной мере, без изъятий, использовать все возможности существующей системы", - сказал депутат.

Напомним, в распределительной пенсионной системе государственные пенсии выплачиваются на основе принципа "солидарности поколений": те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами. Собранные деньги не инвестируются, а полностью идут на выплату текущих пенсий. Основным ее минусом эксперты считают большую зависимость от рождаемости: в случае ухудшения демографической ситуации средств на выплату пенсий не хватит. Однако в ней исключены ситуации, когда пенсионер не успевает накопить себе на пенсию - такие случаи, напомним, в России появились после введения баллов.

Пауза во введении ИПК объясняется тем, что для добровольного накопления денег в НПФ у работников должна быть сумма, которой он мог бы временно пожертвовать, отмечает заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков. "Такие деньги есть у относительно небольшого количества работников в нашей стране. Неясно, что делать с пенсионной системой. Те варианты развития, которые в свое время были реализованы в формате негосударственных пенсионных фондов, показали свою несостоятельность. ИПК также пока откровенно недоработан. Цельной концепции того, что должно происходить с пенсиями: со страховыми и накопительными - у государства сейчас нет", - поделился он своим мнением с Накануне.RU.

В Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН подсчитали, что даже если при экономическом росте 2% в год до 2026 г. увеличить долю выплат пенсий в структуре ВВП до 11%, это позволит только стабилизировать уровень легальных доходов пенсионеров. То есть при темпах роста экономики в 1,5–2 % задача повышения уровня жизни пенсионеров не имеет решений. Дефицит средств у населения и государства (у последнего – скорее, декларируемый, чем реальный) делает возможным лишь один путь развития пенсионной системы – за счет корпоративных негосударственных пенсионных фондов и программ софициансирования работодателем пенсий, считает ряд экспертов. Накануне.RU ранее обращало внимание на заявления глав нефтегазовых компаний, сделанные в ходе подготовки пенсионной "реформы". Игорь Сечин и Николай Токарев рассказывали о корпоративных программах для пенсионеров.

Для крупных российских организаций корпоративные пенсионные программы могут быть инструментом диверсификации и социализации бизнеса, уверен Михаил Емельянов. "Был принят правильный закон, разрешающий госкорпорациям создавать пенсионные фонды. Это направление укладывается в нашу концепцию. Я не думаю, что здесь должна идти речь о каком-то принуждении – корпорациям выгодно такое расширение бизнеса", - говорит он.

Корпоративные пенсионные программы и фонды не слишком эффективны, помимо нефтегаза, рассказал Александр Шершуков. "На такие пенсионные фонды распространяются все правила, работающие в отношении НПФ, поэтому их доходность сегодня относительно невелика. Существенная часть денег идет, в том числе, на зарплаты менеджменту. Кроме того, такие фонды сильно привязаны к компаниям-создателям, сложно говорить о высокой доходности", - отметил эксперт.



Алёна Ласкутова