В Госдуме 5 августа были заслушаны отчеты представителей МЧС, Минприроды, Рослесхоза, МВД, Генпрокуратуры и Счетной палаты, тематика была по-настоящему "горячей" – обсуждались масштабные лесные пожары в Сибири и на Дальнем Востоке страны. По словам председателя комитета по экологии нижней палаты парламента Владимира Бурматова, за частью лесных пожаров, охвативших тайгу на площади свыше 3 млн гектар, точно стоят интересы отдельных лиц и компаний, передает корреспондент Накануне.RU.
Как рассказал нам сам парламентарий, пока представители МЧС отчитываются о том, сколько сил брошено на тушение, представители того же Рослесхоза излучают непонятный многим оптимизм.
"МЧС отчитывается о ликвидации пожаров и силах, которые сейчас брошены на это, а также подтверждает наши данные о поджогах леса "чёрными лесорубами"; Рослесхоз заявляет о том, что "ситуация неплохая", "ПДК в норме" и "задымления не было", – кратко пересказывает позиции ведомств Бурматов. Депутат выделил как минимум две причины, приводящих каждый год к горению тайги и, соответственно, масштабному ущербу, который в нашей стране по сложившейся недоброй традиции никто толком и не считает.
"Во-первых, на охрану лесов, на противопожарные мероприятия и другое вообще-то ежегодно Госдума выделяет деньги. Как ими распоряжаются в регионах – другой вопрос, но мы ежегодно слышим о сотнях тысяч и миллионах [кв.км] якобы выгоревшей тайги. Участки которой потом выставляются на продажу – лес-то сгорел вроде!" – говорит Бурматов.
Второй момент, который был выявлен и зафиксирован в году нынешнем достаточно четко – часть очагов горения зафиксирована вблизи дорог, что может означать только одно – лес кто-то сознательно сначала поджигает, чтобы затем получить те самые участки для промышленного освоения заповедных мест. "Незаконным лесорубам неинтересен лес где-то совсем в глухомани, его оттуда не вывезти. А около дорог и прочей инфраструктуры – это представляет коммерческий интерес!" – добавляет депутат.
"В особых случаях можно получить разрешение даже на вырубку лесов в водоохранных зонах, в зонах так называемых "зеленых поясов" вокруг крупных городов, в тех местах, где любая такая деятельность категорически запрещена. Но там горит лес и каждый год появляются разрешения на вырубку того или другого участка", – уточняет собеседник.
Впрочем, присутствует и обратный, так сказать, вариант – сначала лес варварски и незаконно вырубается, а затем уже в целях сокрытия преступления пускается огонь.
"Мое мнение неизменно. "Чёрные лесорубы" расхищают лес дважды: первый раз – варварски вырубая его под носом местных властей и правоохранителей (почему они не останавливают разворовывание лесных богатств, – находятся в доле или просто заняты более "насущными" делами – решайте сами), а второй раз – поджигая оставшийся лес, чтобы скрыть следы своих преступлений. И опять же местные власти заняты не тушением леса, а чем-то другим. Дают догореть, чтобы не за что было отвечать", – отмечает Бурматов.
На упомянутом совещании в Госдуме 5 августа представителями МВД были озвучены факты сразу о нескольких уголовных делах, заведенных по фактам незаконной заготовки древесины в Иркутской области. В скором времени, видимо, СМИ и общественность узнают, так сказать, имена "героев" этой истории. Между тем, проверки, инициированные с подачи посетившего Сибирь премьер-министра Дмитрия Медведева, будут продолжены и, не исключено, что "уголовки" появятся и в прочих полыхающих сегодня территориях – например, в Красноярском крае или Якутии.
Напомним, что широкий общественный резонанс тема лесных пожаров получила в нынешнем году из-за аномально засушливой погоды над частью территории Сибири и Дальнего Востока в июне – июле. Из-за этого дымка и запах гари несколько дней держались в Красноярске и Новосибирске, дымный шлейф дошел до Урала и Поволжья, был зафиксирован даже на Аляске.
В то же время весьма негативную реакцию вызвали слова красноярского губернатора Александра Усса о невозможности и даже вредности борьбы с пожарами в тайге, которые он произнес на одном из молодежных форумов. Вскоре президент Владимир Путин распорядился подключить к тушению сибирских пожаров некоторые армейские подразделения и авиацию, которые в настоящий момент активно работают над горящей тайгой.
Ранее сообщалось, что по оценке специалистов Счетной палаты России, ущерб от лесных пожаров лишь в первом полугодии превысил сумму в 2,4 млрд руб.