Народный банк Китая перестал сдерживать ослабление национальной валюты. Сегодня курс юаня понизился до 6,9683 юаня за доллар - минимального значения с мая 2008 г. Штаты уже обвинили КНР в манипулировании валютой, однако именно решения Дональда Трампа в отношении тарифов на китайский импорт в большей мере стали причиной девальвационного давления на юань. Если снижение курса юаня рынки восприняли спокойно, то решение американского Минфина способно вызвать потрясения.
Понижение курса происходит в ответ на рыночное давление из-за торговых войн. Китайские экономисты ожидают, что в долгосрочной перспективе курс будет стабильным, это необходимо и для компаний Поднебесной, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Тем не менее США признали Китай валютным манипулятором, американский Минфин заявил, что Вашингтон будет работать с Международным валютным фондом для устранения "несправедливого преимущества".
"В последние дни Китай предпринял конкретные шаги по девальвации своей валюты, сохраняя при этом значительные валютные резервы, несмотря на активное использование таких инструментов в прошлом. Контекст этих действий и неправдоподобность обоснования стабильности рынка Китая подтверждают, что целью девальвации китайской валюты является получение несправедливого конкурентного преимущества в международной торговле", - говорится в заявлении Минфина.
Юань начал явный тренд на снижение весной 2018 г. после одного из первых решений Трампа эскалировать торговый конфликт с Китаем, рассказал Накануне.RU аналитик ИК "Фридом Финанс" Ален Сабитов.
"После знаменитого твита президента США о том, что торговые войны хороши и легко выигрываются 2 марта 2018 г. юань подешевел на 10% до конца прошлого года и на 12,5% - до сегодняшнего дня. Народный банк Китая лишь сглаживает рыночные силы, чтобы не допускать чрезмерного движения валюты. Времена, когда регулятор в Китае активно занижал курс, закончились еще лет пять назад. Безусловно, регулятор и сейчас обладает значительным влиянием на курс, имея больше $3 трлн резервов. Но сглаживание рыночных колебаний отнюдь не то же самое, что манипуляция с целью установления слабого курса, в которой сейчас обвиняет Китай Трамп", - считает аналитик.
Трамп своими предыдущими тарифами на китайский импорт в большей мере сам стал причиной девальвационного давления на юань. Банк Китая, напротив, сдерживал юань от чрезмерного ослабления в ответ на рыночное давление, отмечают аналитики. Решение ЦБ Китая зафиксировать официальный курс выше сложившегося на тот момент рыночного несколько охладило пыл спекулянтов и помогло остановить распродажу на финансовых рынках, отмечают в FxPro. Формально, НБК все больше отходит от фиксированных курсов, проходя тот же путь, что Банк России несколько лет назад: официальный курс становится все ближе к рыночному, а также сокращаются частота и объемы интервенций, говорят в FxPro.
"Исключение делается лишь в периоды экстремальной турбулентности рынков. Например, в прошлом году НБК позволил юань упасть на 10%, прежде чем начал защищать курс от дальнейшего падения. В относительных величинах, юань потерял около 4% с конца июля, что не так уж много. Однако размах колебаний и последствия для мировых и местных рынков, очевидно, заставили ЦБ страны вмешаться в ситуацию уже сейчас. С этой точки зрения центробанки правы, что не защищают определенный уровень курса. Под давлением рыночных сил в какой-то момент это может попросту превратиться в бесполезное прожигание резервов", - отмечают в FxPro.
"Последнее решение отпустить юань ниже семи можно назвать нежеланием тратить резервы на поддержание курса и намерение позволить рыночным силам компенсировать тарифное давление и увеличить конкурентность экспорта. Новые угрозы Трампа о введении тарифов в 10% на оставшийся импорт из Китая в размере $300 млрд лишь усилили это давление. Фактором для девальвация юаня также можно назвать общее замедление роста китайской экономики, которое в том числе вызвано торговыми войнами. Все это вынуждает центральный банк Китая смягчать монетарные условия, что также способствует ослаблению юаня", - считает Сабитов.
По мнению экономиста, не исключено и дальнейшее ослабление китайской валюты, если не изменятся макроэкономический и внешний фон, на что пока нет предпосылок. "Азиатские, впрочем, как и мировые, рынки оказались под серьезным прессингом продавцов, поскольку испугались, что Китай решил использовать ослабление курса валюты, чтобы поднять конкурентоспособность национальных товаров. Именно этого и хотел бы добиться Трамп от ФРС и Минфина. Однако президент США имеет ограниченное влияние на политику ФРС, в то время как НБК намного более тесно сотрудничает с правительством", - рассказали Накануне.RU аналитики FxPro.
Однако в целом реакцию рынков можно назвать спокойной, но решение признать Китай валютным манипулятором чревато потрясениями. Об этом предупредил банк КНР. Такое решение принимается впервые с 90-х годов, для рынков оно означает усиление конфронтации сторон, что увеличивает риски замедления глобальной экономики.
"Реальными значимыми последствиями этого шага со стороны США могут быть увеличение уже высоких тарифов на китайский импорт, а также возможные интервенции США с целью снизить курс доллара, о которых говорят последний год. Однако если интервенции и будут, то эффект от них, на мой взгляд, будет носить скорее временный характер, так как природа сильного доллара кроется в торговых отношениях США с другим миром и статусе главной валюты в мире", - поясняет Сабитов.
"Маркировка" КНР в качестве валютного манипулятора выгодна Штатам, добавляют в FxPro. Это позволит применять дополнительные инструменты в ограничении товарооборота и усилить позицию США в торговых переговорах.
Ситуация может косвенно задеть и интересы России. Банк России вложил в юань эквивалент $67 млрд или 14,1% международных резервов. Экономист Никита Кричевский оценивает возможные потери на курсе за 1,5 года в $6-9 млрд. Стоимость резервов снижается вслед за юанем, обесценив их более чем на 10% за чуть больше годов, считают в FxPro. Однако над финансовыми рисками здесь превалируют политические: "Тут стоит понимать, что резервы ЦБ собирает не с целью заработать, а с целью использовать эти средства в тяжелые времена. В апреле прошлого года стало очевидно, что одним из следующих раундов санкций может стать ограничение на использование долларовых счетов, поэтому Банк России принялся постепенно сокращать долларовые резервы в пользу золота и юаня".