Крещение годовалого Дениса в Мариенбургском Покровском храме Гатчины закончилось для ребенка ссадинами и ушибами, как комментируют событие очевидцы, суровый игумен Фотий (Нечепоренко) продемонстрировал жестокосердие при крещении, после таинства мать новообращенного заявила в полицию, а священник был отстранен от службы.
В сети обсуждают видео, где священник грубо обращается с младенцем, крики ребенка его явно раздражают, как и попытки матери вырвать дитя из рук священнослужителя обратно. Батюшка жестоко пресекает все попытки к сопротивлению юного христианина, который явно не настроен сегодня на купель. Как объяснил потом священник, во время крещения ребенка обязательно нужно полностью опустить под воду трижды, что он и сделал. Но во время священного "погружения" сердце матери не выдерживает и, невзирая не регламент, она стремится отобрать у Фотия свое дитя, дитя Фотий не отдает, а еще более сосредоточенно пытается поместить того в воду, тем самым, наверное, стремясь успокоить младенца.
Возможно, подготовленная православная мать стойко приняла бы выпавшие на ее долю невзгоды, как это принято у прихожан в России, но, как выяснилось, Анастасия вовсе не является ортодоксальной верующей. Церковь была выбрана, как одна из тех, где не надо проходить долгое обучение для крестных, а священное действие проводят за 3,5 тыс. руб.: заплатил – получи обряд. Естественно, она, как взращенный обществом потребления клиент, за свои деньги хотела приятного обслуживания, а не вот это вот все.
"Это поднимает еще одну проблему, – говорит в беседе с Накануне.RU протоиерей Всеволод Чаплин. – Сейчас идут споры, должно ли быть обязательным обучение вере перед крещением? И я убежден, что должно. И если беседы перед крещением проводить тактично, с вниманием ко мнению людей и их режиму работы, то крещений будет больше. Людей все-таки крестят по вере, маленьких людей крестят по вере взрослых, то есть крестных и родителей. Были ли готовы к таинству крещения сами родители?"
Всеволод Чаплин объясняет, что обучение перед таинством создает атмосферу доверия между родителями и приходом, а также поясняет элементы обряда. Если же семья пришла в храм чуть ли не впервые и со священником познакомилась только на пороге церкви, стоит ли ждать от матери доверия к незнакомому человеку, который, по ее мнению, "топит" ребенка у всех на глазах? Так же и ребенок попадает в совершенно незнакомую среду и не может чувствовать себя комфортно. Но обучение длится долго (от нескольких недель до месяцев) и не каждые крестные и родители готовы отдавать свое время и силы для единичного ритуала, а поскольку в некоторых храмах можно пройти обряд без обучения, просто заплатив деньги, то никто не застрахован от инцидентов.
"Если искать место, где бы тебя побыстрее обслужили без проблем, то это яркий пример кощунственного отношения к Церкви, как к сфере услуг. Ну а где такое отношение – там и требования "дайте жалобную книгу", и желание выложить в интернет такие моменты, которые, по мнению "заказчиков", не соответствуют уровню обслуживания и заплаченным деньгам", – говорит Чаплин.
Как рассказала Анастасия журналистам из 47news, батюшка перед торжественным крещением хорошенько отчитал родителей за незнание даже элементарного "Отче наш", заявил, что к обряду они не готовы, но, тем не менее, раз деньги заплачены, обряд начал. 24-летняя мать свидетельствовала (пунктуация и орфография авторские):
"Мариенбургскую церковь я знаю, у меня там родственники неподалеку живут. Позвонила по телефону на сайте. Узнала стоимость индивидуального обряда – три с половиной тысячи. На пороге этот Фотий спросил меня, мужа и крестных, знаем ли мы "Отче наш" наизусть и причащались ли. Все ответили, что нет. На это он прочитал нам мораль, мол, такие-сякие не готовы к крещению, но обряд начал. Но потом я услышала, как мой захлебывается, бросилась к чаше. Чуть не сгорела, платком затушив свечи. Фотий сказал, что такого взрослого вообще не нужно крестить. Но ведь сразу было понятно, что чаша мала. Мы вообще в шоке были. После того, как он завершил обряд, приехали домой. На теле ребенка увидели ссадины. Когда отошли, то обратились в полицию. Такого же не должно быть".
Родителей Фотий, по ее словам, напоследок заставил купить две брошюры с молитвами в церковной лавке. Но кто виноват, что к Церкви стали относиться, как к сфере услуг? Не сами ли священники, которые допускают до таинства без причастия семью, где даже не знают самой элементарной молитвы? РПЦ давно подвергается критике за то, что многие храмы агрессивно пытаются "вписаться в рынок", заламывают цены в лавке и запрещают прихожанам приносить из дома свои свечи, за деньги сразу совершают многие таинства, которые требуют подготовки.
В СМИ уже появились комментарии самого священника, который в ЧП не увидел ничего чрезвычайного и списал весь ажиотаж на истеричную мать, он считает, что сделал все по правилам – трижды окунул ребенка, хотя для чаши младенец был великоват – в этом и заключалась главная трудность, которая на видео превратилась в издевательство над малолетним, считает он. Все прошло бы спокойней, на взгляд батюшки, если бы мать ребенка не устроила скандал. При этом Фотий обратил внимание, что служит уже около 30 лет, и случаи бывали и похуже, но он всегда делает все правильно.
В Гатчинской епархии Русской православной церкви оперативно отреагировали на такое поведение священника и на год запретили ему проводить служения. Кроме того, он выведен за штат Гатчинской епархии. Протоиерей Всеволод Чаплин подтверждает, что дети часто плачут во время крещения, но если имела место жестокость со стороны священника, это все же недопустимо.
"Нужно было ребенка успокоить, родители по идее должны были бы в этом помочь. Реальность такова, что практически каждый третий ребенок, если ему около года, кричит и плачет, иногда брыкается, может описаться. В этом случае важен такт и помощь со стороны родителей. Я не совсем понимаю, как можно обо что-либо поцарапаться в купели, это вообще очень не травматическое сооружение, может быть, ребенок оцарапался о крест священника? Но церковное наказание должно быть основано на канонах, а какие каноны здесь нарушены, я не знаю".
При этом эксперт замечает, что многие моменты религиозной жизни на видео не воцерковленному человеку могут показаться дикими, например, и перед причастием дети тоже часто плачут, это тоже можно изобразить, как нечто чудовищное "с точки зрения расслабленного обывателя".
"А если показать обрезание в интернете, то что тогда будет с мусульманами и иудеями, объявят их истязателями?" – говорит Чаплин.
По его мнению, может быть, и стоило отказать в крещении семье, где не знают "Отче наш", и предложить им пройти обучение вере, но в этом случае, предполагает Всеволод Чаплин, они тоже начали бы возмущаться и потребовали, чтобы их обслужили быстро и без всяких бесед. Но это уже чисто потребительское отношение, отметил эксперт: "Люди хотят получить крещение, как некий магический обряд, но магизм с христианством несовместимы, а хайп можно раздуть из-за чего угодно".
В сети к видео написали множество комментариев, среди которых чаще всего слышны обвинительные нотки в сторону батюшки и Церкви. А некоторые напоминают, что крещение – это сознательный акт, и советуют православию отходить от практики детокрещения вообще, другие возмущаются высокими ценами на таинства, которые должны быть бесплатными, и сетуют, что Церковь превращается в базар. Многие отмечают жестокость батюшек в принципе, так как ожидают от служителей церкви доброты и понимания, а все чаще сталкиваются со "злыми" батюшками, что очень отталкивает от Церкви.
Так пользователи сети комментировали случай на Гатчине в YouTube.