В неслучившейся трагедии с самолетом "Уральских авиалиний" все же остается много неясностей. Счастливый исход авиапроисшествия, блистательная работа экипажа и капитана воздушного судна, несомненно, заслуживают всего того внимания, что сегодня уделяется им российскими и зарубежными СМИ, экспертами и властями. Тем не менее акцент с проблемы – создание аварийной ситуации, которой можно было бы избежать вообще, – смещается на чудесное спасение более 200 жизней.
Накануне.RU провело опрос среди читателей на тему того, кто виноват в падении самолета в кукурузное поле, итоги мы подводим с социологом и публицистом Борисом Кагарлицким.
Самая малая часть пользователей (0,2%) считает, что виноваты сами "Уральские авиалинии" – с этим сложно согласиться особенно теперь, когда за ними закрепится слава самой удачливой авиакомпании, ведь эта "жесткая посадка" со счастливым концом уже вошла в историю.
"По крайней мере, пилот показал себя, как мы знаем, блистательно, – рассуждает Борис Кагарлицкий на тему возможной вины самой компании. – Это радует, потому что есть основания думать, что в целом в стране качество летного состава снижается, но в данном случае повезло – в отличие от истории с аэрофлотовским "Сухим", где как раз именно некомпетентность пилотов сыграла свою роль, как впрочем и развал наземных служб, там было сочетание двух факторов".
Здесь же и самый очевидный ответ, в простоте которого кроется определенное очарование, как когда Владимир Путин на вопрос западных журналистов, что случилось с подлодкой "Курск", ответил – она утонула. Большая часть (35,3%) принявших в опросе участие выбрали ответ "Чайки". Действительно, именно чайки виноваты в том, что оба двигателя перестали работать, что повлекло за собой экстренную посадку с полными баками и без шасси. Но появление птиц близ аэропорта – не случайность, хотя они очевидные виновники ЧП.
"Безусловно, чайки виноваты, – комментирует Кагарлицкий, – я не могу спорить с этим утверждением, но дело в том, что у чаек нет свободной воли, и ответственность понести за содеянное они не могут. Очень трудно их будет наказать, тем более те конкретные птицы, которые попали в двигатели, уже, увы, наказаны. Но, я думаю, что появление чаек, морских птиц в средней России, где до моря тысячи километров, уже само по себе является некоей аномалией, которая свидетельствует о том, насколько у нас все запущено".
Каждый аэропорт заботится о том, чтобы стаи таких "случайностей" не рассекали небо в области ВПП, так как трагедии с попаданием пернатых в лопасти моторов случались уже не раз. А с тех пор, как советский авиапром ушел в далекое прошлое, и самолеты перестали изготовлять из материалов двойного назначения (военного и гражданского), эксперты отмечают, что не каждый фюзеляж сможет без последствий пережить прямое столкновение с пернатой авиацией. Вокруг аэродромов должны работать отпугивающие устройства технического и природного происхождения, последний тип – это хищные птицы, которых специально выпускают в небо "навести шухер", но почему-то в последнее время орнитологов "оптимизируют", а попросту – экономят на этом.
Таким образом, налицо плохое орнитологическое обеспечение безопасности аэропорта в Жуковском, а то, что трагедии, подобные этой (жесткие посадки, попадание птиц в самолет и аварии из-за неисправностей), но с более тяжелыми последствиями, происходят чуть ли не каждые два месяца, а также общий уровень отрасли, – дает полное право предполагать, что виноваты в падении самолета авиационные власти и деградация отрасли в целом, так считают 19,3% опрошенных.
"В данном случае хорошо себя проявил пилот, все остальные затронутые этой историей стороны проявили себя, мягко скажем, не лучшим образом", – говорит Борис Кагарлицкий.
Из-за постоянных проблем в авиации в обществе складывается уверенность, что мы по числу авиапроисшествий уже скоро будем на уровне Африки. Но отражает ли реальную ситуацию общественное мнение?
"Действительно, парк самолетов был обновлен в России за прошедшие 10-15 лет довольно серьезно, посмотрите, на чем они летают – не на старых советских самолетах, а на новых самолетах, и даже при том, что зачастую их получают уже подержанными, но в целом авиапарк находится в довольно-таки сносном состоянии. Но беда в том, что при этом продолжается развал отрасли в организационном плане. Надо понимать, что это в каком-то смысле даже важнее, чем состояние самолетов, потому что если у вас все нормально работает, то, по крайней мере, никто не выпустит самолет с неисправностью. Продолжается деградация системы подготовки и уход профессиональных кадров за рубеж", – отмечает эксперт.
Он приводит показательный пример, который влияет на деградацию системы – еще в советское время в Пензе делали лучшие в мире авиатренажеры для профессиональных пилотов, а сейчас это предприятие закрыто, и покупаются западные аналоги. "Не говоря уже о том, что в конечном счете, – говорит Кагарлицкий, – это отрасли обходится дороже, но надо помнить, что западные аналоги на самом-то деле были хуже. Почему разрушили собственное производство? Ответ очень простой – потому что каждому отдельному покупателю, именно в частном конкретном случае, может быть выгодно купить именно иностранное оборудование, пусть худшего качества, но более дешевое, "выгодное", но в целом на отрасли это сказывается плохо".
Для поддержания такого рода предприятий нужны направленные усилия государства, отрасль необходимо стимулировать и покупать оборудование отечественное и качественное, считает эксперт.
И все же именно в этой ситуации частности важнее общих проблем авиации. Количество птиц вокруг городов, действительно, увеличилось, и во многом из-за незаконных полигонов и свалок в непосредственной близости к аэропортам, также вынесенным на окраины. Возле подмосковного аэропорта Жуковский, предположительно, есть сразу два места, где могли находиться незаконные свалки или полигоны для сортировки мусора. Об этом Накануне.RU рассказали экологические активисты из Подмосковья. Также заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации Алексей Горяшко в беседе с нашим изданием после произошедшей экстренной посадки прямо назвал свалки вокруг аэропортов, где гнездятся и кормятся птицы – общей для всех проблемой, которая и привела к аварийной ситуации с самолетом "Уральских авиалиний".
Губернатор Андрей Воробьев за последние два года не раз попадал в центр внимания СМИ в связи с мусорной темой, еще в 2017 году через "Прямую линию" на него пытались воздействовать жители Подмосковья – они просили президента разобраться с полигоном ТБО "Кучино" (город Балашиха Московской области). Весна 2018 года запомнилась серией протестов против мусорных полигонов в окрестностях столицы. Люди опасались загрязнения воды и воздуха, жаловались на ухудшение самочувствия из-за свалочных газов. Очевидно, именно поэтому самым популярным ответом на вопрос – кто же виноват в падении самолета – стал вариант "Губернатор Воробьев и его свалки". Так считают 39,5% проголосовавших.
То, что доля вины губернатора в этом есть, не вызывает ни малейшего сомнения, так же как и то, что губернатор Воробьев изрядно поднадоел жителям Московской области, считает Борис Кагарлицкий, многие пользуются возможностью высказать свое негативное отношение к нему:
"Каждый раз, когда вы спрашиваете отношение людей к какому-то отдельному явлению, не всегда будет показано отношение людей именно к этому конкретному явлению, но фоном будет присутствовать отношение к целому ряду других явлений, событий или персонажей. В данном случае, конечно, с одной стороны, люди оценивают пришествие, но с другой стороны, и личность Воробьева, и результаты его правления, выражают свое отношение к нему".
При этом Кагарлицкий отмечает, что вовсе не "жаренность" темы дала такой большой процент проголосовавших за вину Воробьева, потому что, если бы никаких претензий к губернатору не было, а его все бы любили и уважали, то на косвенную вину закрыли бы глаза или не поверили бы в нее. Также и если бы реальной проблемы свалок не существовало, общество бы не было так категорично в своих оценках.
"И когда люди видят ситуацию, где он является одним из виновников, то его назначают тут же главным виновником, это совершенно логично", – говорит эксперт.