Аналитика


Православный реванш за сквер: из-за креста Лампаса обещали пролить кровь
Общество | Свердловская область

Очередной скандал на почве религии разгорается на Урале – в Екатеринбурге после столкновения интересов горожан по поводу храма началось обострение вокруг креста. Арт-объект граффитчика Покраса Лампаса, который он исполнил в рамках городского арт-культурного проекта "Стенограффия", теперь невозможно восстановить из-за протеста православных активистов, которые выступили с угрозами в адрес петербургского уличного каллиграфиста и даже обещали залить площадь Первой Пятилетки на Уралмаше кровью. На следующий день после этого художник отказался от своего "Супрематического креста".

Ранее арт-объект вызвал скандал общероссийского уровня, администрация района якобы из-за путаницы случайно закатала экспозицию слоем свежего асфальта. Мэрия высказалась однозначно за восстановление креста, но оказалось, что не все поддерживают это решение. Так глава Музея святости Оксана Иванова призвала закрасить работу художника, аргументируя это тем, что "попирать ногами крест, хоть и в виде граффити, верующим очень смутительно", а также заявила, что "100 % жителей района, опрошенных на выходе из храма, против этого художества". Некоторые отмечают, что это похоже на вендетту: почему, мол, горожане, протестуя против храма в сквере, говорили, что "их не спросили", а крест тут нарисовали, "не спросив нас"?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Тем не менее, Покрас Лампас готовился прибыть в Екатеринбург и восстановить свою работу, однако накануне приезда прошла акция протеста верующих под названием "Не растопчи любовь". Начав с любви, закончили ненавистью и угрозами в адрес директора арт-фестиваля Андрея Колоколова.

Православный активист на акции против граффити Покраса Лампаса(2019)|Фото: youtube.com/Ольга Яволова

Самым резонансным было заявление человека, в котором жители района узнали, возможно, отца депутата гордумы Алексея Мещерякова (парламентария зовут так же, у них лишь отчества разные), якобы близкого к ОПС "Уралмаш" (которого официально больше нет, но выходцы оттуда есть) и к главе "Русской медной компании" Игорю Алтушкину, он выступил со своим предложением, как должна выглядеть площадь:

"Я за то, чтобы все просто покрасить в один цвет, никаких арт-объектов, просто все одним цветом, чтобы никто не топтался по святыне или я могу устроить еще один арт-объект и измажу все кровищей вот этих вот индейцев, сатанистов. Здесь такой будет арт-объект, прозвенит на всю Россию, я готов сесть в тюрьму".

Другой православный активист, чемпион России по боксу Сергей Алиев заявил, что устроит "достойный прием" Лампасу и посоветовал всем православным последовать его примеру. Алиев известен как "царебожник" и противник ленты "Матильда", подобные разговоры он вел и вокруг творения режиссера Алексея Учителя, он даже снял "фильм против фильма". Напомним, что тогда православная общественность во главе с депутатом Натальей Поклонской пытались не допустить появления ленты про Николая II и его любовницу балерину Матильду Кшесинскую на широких экранах, активистов возмущало еще и то, что роль царя исполнил немецкий порноактер. В ход шли любые средства: машины участников съемочной группы поджигали, а в Екатеринбурге мужчина даже въехал в здание кинотеатра "Космос" на улице Дзержинского на своем УАЗе, в автомобиле была бочка с горючей жидкостью и три баллона с газом — начался пожар.

Сергей Алиев, православный активист(2019)|Фото: Накануне.RU

Потому понятно, что после довольно недвусмысленных слов о "достойном приеме" стало известно, что художник Лампас в Екатеринбург не прилетит. Журналистам Алиев сегодня объяснил, что, согласно канонам, крест нельзя изображать на земле, но можно было бы нарисовать его на стене. А на площади стоит нарисовать цветочки, чтобы никого не обижать. То, что форма креста принадлежит не только верующим, он не комментирует.

На сегодняшней пресс-конференции организаторов фестиваля и представителей города Лампас выступал по видеосвязи, он сказал, что его присутствие в Екатеринбурге сейчас необязательно, главное - наладить диалог с протестующей общественностью.

Работы по восстановлению можно проводить до конца сентября, считают представители фестиваля (так называемый сезонный период), поэтому они надеются, что время на улаживание конфликта и переделку работы еще будет. Но тем не менее никто не озвучил, когда эти работы начнутся.

А вот активист Алиев, который пришел на пресс-конференцию, несколько раз заявил журналистам, что, по информации его источников, никакого креста на площади Первой Пятилетки не будет точно, и это даже не обсуждается, свой источник он не раскрыл.

При этом Лампас еще раз выразил изумление, почему православные восстали против креста, который никакого отношения к религии не имеет. "Крест не связан с любой религиозной конфессией. Уж точно он не отсылает к РПЦ. Пропорции креста явно не соответствует любым изображениям креста на иконах или где-то еще", — сказал автор арт-объекта.

Покрас Лампас(2019)|Фото: Накануне.RU

Сторонние эксперты согласны - Лампас не изображал православный крест, это фигура беспредметной живописи, названной Казимиром Малевичем супрематизмом (среди базовых фигур которого, помимо креста, есть еще квадрат и круг). Это направление в искусстве появилось во время авангардизма на заре советской эпохи и потому вполне вписывается в эстетику соцгородка, коим и является Уралмаш, созданный примерно в то же время. Мотив креста часто появляется в изобразительном искусстве модернизма, так искусствоведы не видят острый социальный выпад в адрес церкви. The-village.ru приводит слова руководителя Музея конструктивизма Ячейка F, исследователя Никиты Сучкова:

"Живопись Малевича и конструктивистский ансамбль Площади Первой пятилетки — явления одной, авангардной эпохи. В 1930-е годы на площади располагалась авангардно оформленная деревянная трибуна, а на месте памятника Орджоникидзе — могила Банникова и Фидлера, которая сама по себе выглядела как объемная супрематическая композиция; на Доме техучебы красовались плакаты в экспрессивных формах и цветах. Когда советская эпоха закончилась, площадь визуально опустела — отсутствие уличной графики для нее скорее нетипично. Поэтому появление арт-объекта, берущего за основу визуальный образ 1920-х годов, но исключающий всякую идеологию, вполне органичен, с точки зрения истории этого места".

В своем инстаграме и сам художник рассказал, почему выбрал именно такую форму: "Плитка на Площади 1-й Пятилетки исторически была выложена в смелой форме креста, и я, вдохновившись четкими линиями, выразил в своей работе эстетику художественных течений начала 20-го века. Супрематизм, конструктивизм, футуризм — те течения, которые очень близки мне и важны для истории нашей страны. Они очень подходят сюда по контексту промышленной истории города и конкретно Уралмаша".

Под публикацией двухдневней давности среди комментариев есть и такие, которые призывают художника остерегаться православных радикалов.

А протоиерей Всеволод Чаплин в своих социальных сетях высказал радость от того, что Лампас не приедет в Екатеринбург, также он напомнил, что на крест нанесен Манифест супрематизма Малевича, который имеет по сути богоборческий характер, там сказано: "Мы обеспечиваем себе право неотъемлемой собственности жизни и смерти. <…> Объявляем, что жизнь и смерть принадлежит нам. Приветствуем Идею Социализма..."

"Пока что Лампас испугался и не приехал — по крайней мере, так пишут из города святой Екатерины. Однако наивно считать, что проблема "снята", особенно через какие-то там тщедушные закулисные переговоры одних колофилаксов с другими. А отношение в России к Малевичу — как певцу нашей национальной трагедии — должно быть таким же, как отношение в Германии к Лени Рифеншталь", — прокомментировал Чаплин.

Если следовать такой логике, то уничтожению подлежит весь район, созданный в социалистические времена людьми, которые вполне разделяли идеи, занесенные в манифест? Таким образом, противостояние горожан выходит на более высокий уровень конфликта — десоветизация и приравнивание коммунистического строя к нацистскому?

И очередной конфликт на почве православия в Екатеринбурге обещает быть долгим, кажется, "Екатеринбург 2.0" получил и новую проблему с брендированием, когда город-последнее пристанище Николая II обещают залить кровью, и делают это отнюдь не сторонники коммунистических взглядов.



Елена Рычкова