В Приморье губернатор Олег Кожемяко ввел режим ЧС из-за затопления. Он заявил, что это поможет быстрее наладить работу оперативных служб, решить вопросы доступности краевых дорог, "привлечь силы и средства, чтобы быстрее восстановить".
Владивосток страдает из-за затопления дождями, но тем не менее готовится принимать Всемирный экономический форум. Насколько быстро поможет режим ЧС справиться с трудностями в преддверии ВЭФ, будет видно к концу этой недели. В соцсетях уже пишут, что мероприятие под угрозой срыва, и делятся видео, где стихия заливает аэропорт города.
Так, например, экономист Михаил Делягин в своем телеграм-канале пишет:
"Ну, может, хоть в случае срыва форума научатся думать о коммуникациях. Хотя... единаяроссия – и думать? Не верю".
И снова встает вопрос – где были власти раньше, почему не работают те самые коммуникации и почему никто не делает выводов из прошлых ошибок? Судя по всему, не только форум под угрозой срыва, но и вся система может сорваться в один большой водоворот, потому что неспособна ни на что – это показал и Крымск, и недавние потопы в Иркутской области, а теперь вот Приморье. Об этом Накануне.RU рассказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
– В Приморье сейчас действует режим ЧС, и впечатление такое, что где ни ливень – сразу наводнения и катастрофы. А ведь не первый регион сталкивается со стихией. Как вы оцениваете ситуацию?
– С одной стороны, все-таки в Приморье муссонный климат, как бы то ни было, и это надо принимать во внимание, это не Москва. Но с другой – власти элементарно не вкладываются в гидротехнику и вообще в реальные технологии решения водной проблемы, как с точки зрения осадков, так и с точки зрения рек, транспорта и городских жилищно-коммунальных систем.
В случае с Владивостоком, например, очевидно, что ливневка – явно нелюбимое дитя города, как, впрочем, и нынешней Москвы.
Мы видим, что не выполняются элементарные вещи для любого советского или зарубежного инженера не только по задаче экономии денег – в Москве вряд ли что-то особо сэкономили с учетом особенно плиточного бюджета – а просто у нас в стране уже не умеют делать простые вещи. Поэтому решили обойтись без гидротехников, без инженеров и других специалистов.
У нас удивительная страна – в последние 30 лет объявили миру, что есть две профессии: юристы и экономисты, экономисты воруют деньги, а юристы их прикрывают. А все другие профессии, давайте честно скажем – грязные и неприличные.
– Но вам скажут, что ливни нельзя остановить…
– Да, муссонный климат, это обязательно надо подчеркнуть, но все-таки 90% проблемы — это элементарный непрофессионализм. Это не вопрос срочности строительства (надо было успеть к АТЭС) или вопрос желания сэкономить или даже чуть своровать, не это главное. Нет отряда профессионалов гидротехников в стране.
Почему обмелела Волга? Осадков мало, а водохранилища уже воду спустили и ошиблись в прогнозах. Водохранилищ достаточно. Чебоксарское водохранилище, плановая отметка которого должна быть 68 метров, заполнено до 63 метров. Соответственно, ошибку в прогнозе малого количества осадков можно было отрегулировать водохранилищем, если бы оно было заполнено до нужной отметки. Но оно не было заполнено, отсюда обмеление Волги, страшная картина умирающей рыбы на берегах неожиданно оголившихся набережных 16 века.
– А что, например, было в Иркутской области?
– Ужасное наводнение. Опять же мы понимаем, что здесь: а) дамба, которая была построена непрофессионально; б) в таком виде перекрытия абсолютно недостаточны, тут насыпные дамбы, а должны быть нормальные плотины и водохранилища, которые регулируют эти ситуации. Но опять никто за это даже не ответил, а этот вопрос у людей, принимающих решение в стране, у них даже в справках его нет. То есть никто не понимает эту проблему – ни Русгидро, который обязан этим заниматься, ни Институт водных проблем, ни соответствующие ГУПы и организации. Все просто – нет профессионалов.
– А что с Владивостоком?
– Дорогу как укладывают – берут асфальт, выливают его на какую-то условную "подушку", а все, что связано с грунтами, в которых свои грунтовые воды – такой ерундой кто будет заниматься?
Люди триллионы туда-сюда пуляют. Офшоры панамские или не панамские – серьезные люди, вот они будут этой чушью заниматься, с грунтами и грунтовыми водами, с осадками? Ну это несерьезно просто, неприлично. Не должны опускаться столь высокие люди до таких мелких проблем!
– То есть виноваты даже не отдельные чиновники, региональные власти, виной всему система, построенная за последние 30 лет?
– Конечно! Потому что у нас в стране денег хватает на любую ерунду, кроме оплаты труда профессионалов, тех, кто реально знает, что и как делать. И когда мой коллега гидротехник в третьем поколении Алексей Алексеевич Беляков, автор "речной доктрины России", говорит в своих выступлениях, что вода течет сверху вниз, то нужно это воспринимать не как шутку. Мне кажется, для нынешних высших руководителей это уже не шутка, надо им действительно с этого все записки и начинать. Иначе просто у людей представление о мире такое, что они денег вложат, МЧС вызовут, армию – и вода потечет снизу вверх.
Виновата действительно система. Система некомпетентности, безответственности. Кто персонально ответит за отсутствие ливневки в Москве и в том же Владивостоке? А в тех же новых дорогах и трассах, которые делались под АТЭС? Кто за это ответит персонально – никто. Кого-то крайнего поймают и отругают, а реально никто не ответит – никто ни в чем не виноват. Поэтому это система, конечно.
– А ведь после Крымска говорили, что выводы сделаны…
– Никаких выводов не сделано, и это самое главное. Система неспособна учиться и делать выводы. Проблема не в воровстве и не в том, что кто-то что-то скрывает. Люди не понимают, не знают, им неприличным кажется позвать профессионалов. Ведь что произошло в Крымске – дамба с неправильной эксплуатацией или неправильная дамба спровоцировала сильный гидроудар. Не было бы такой дамбы, не было бы такого затопления. Вот суть Крымска.
В России число плотин, как в самых отсталых африканских странах – меньше сотни на страну, которая в гидрологическом плане, в плане рек самая оводненная после Бразилии страна мира. И в ней меньше сотни больших плотин. В Китае - 25 тысяч. В Японии - 3 тыс. плотин. Это дикость и некомпетентность, возведенная в принцип.
– То есть власти не просто не знают, как решить эту проблему, они и не хотят ее решать?
– Я направляю по нашей речной доктрине письма Владимиру Путину – достаточно почитать ответы, которые приходят. Эти ответы – их только Жванецкий может озвучивать. Это невнятные тексты.
В этом трагедия страны – что вместо опоры на специалистов, вместо культа инженеров и гидротехников в данном случае, какие-то непонятные прогнозы и ответы, за которые никто ответственности не несет. Отсюда следует, как мой товарищ еще 20 лет назад предсказал по поводу нынешней системы власти, – что демократия утонет в дерьме.
Все произойдет очень просто: ливни в одном месте будут все заливать, в другом все будет обмеливать, а канализация выйдет наружу и потечет из этих ливневок.