В сети снова обсуждают будущее "Единой России", а именно – якобы некий слив, по которому в Администрацию президента передали документы от значимых политтехнологов с предложениями по упразднению "Единой России". Необходимо это, по данным слива, для перезагрузки имиджа партии и власти в целом. Впрочем, это не первый заход в подобном ключе.
Интересно другое – способ, который предложен в документе – разделение партии на условно либеральную и условно консервативно-патриотическую. Последняя может быть создана с упором на поддержку мира во всем мире, "невзирая на государственные границы", как пишет "Проект".
Все это могут приурочить к выборам 2024 года, что должно сыграть на руку Кремлю, так считают политтехнологи. Впрочем, с ними не согласны некоторые высокопоставленные "единороссы" и эксперты – скепсис вызывает то, что это не первая подобная попытка слить "ЕР". О том, в каком ключе в идеале должно идти переформатирование и к какому году этот процесс может быть привязан, в беседе с Накануне.RU рассказал директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
– Павел Борисович, это не первое предложение партийной реформы, но все же идеи могут совпадать с направлениями власти, как вы считаете? Это очередные "размышления на тему" или все-таки нет дыма без огня, и предложения действительно рабочие?
– Сложилась ситуация, когда ясно, что нужно трансформировать и партийную систему вообще, и партию власти в частности, потому что она "проседает" по рейтингам. Так как есть такое осознание, все игроки пытаются вписать свои собственные интересы в реформу в том числе партийной системы, в том числе и "Единой России".
Известно, что эти политтехнологи активно действуют на внешнем направлении, в странах третьего мира, поэтому им неплохо было бы в качестве опоры внутри страны иметь какую-то партию, которая бы этот курс поддерживала. Там основная идея заключается в том, что эта консервативная партия поддерживает "мир во всем мире", то есть, грубо говоря, это партия внешней политики. Таким образом, просто проводится идея, что нужно как-то институционализировать те усилия, которые проводят сейчас "под честное слово", системно это никак не оформлено.
– Но это лишь один из вариантов, и не факт, что он будет поддержан властью?
– Это всего лишь один из проектов, шансы на реализацию которого стремятся к нулю, но есть объективная реальность – "Единая Россия" нуждается в каком-то реформировании, необязательно организационном, но в каком-то ребрендинге, репозиционировании она точно нуждается. А уже все игроки пытаются обыгрывать эту объективную ситуацию в своих интересах.
– И каким должен быть этот ребрендинг – консервативно-патриотическим, как и предлагают политтехнологи?
– Нет, новая партия должна больше соответствовать, если в идеале, запросу избирателей. А запрос избирателей отнюдь не в консервативно-патриотическую сторону смещается. Он не в либеральную сторону в российском понимании а-ля "90-е годы", а скорее такой запрос, грубо говоря, на партию с элементами социал-демократии, с элементами консерватизма не в патриотическом ключе, а консерватизма в западном, умеренно-правом ключе, как консерваторы на Западе в 70-80-е годы. Такой запрос сейчас существует у различных групп населения.
А то, что подразумевают в консервативно-патриотическом дискурсе – это, скорее, агрессивно внешнеполитическое направление. Такого запроса у населения сейчас нет, как запроса и на либеральные идеи в понимании 90-х годов.
– И к какому году это может быть привязано? Пока речь идет о 2024, но, возможно, раньше?
– Ключевой вопрос российской власти – это вопрос о транзите политической системы. Те, кто является бенефициарами политической системы, они хотят, чтобы произошел транзит именно политической системы – чтобы бенефициары остались, а интерфейс у системы сменился. Те, кто не является бенефициарами, они рассчитывают, что в процессе транзита произойдет транзит и власти тоже. То есть поменяются вместе с интерфейсом и бенефициары.
И сейчас в Кремле внимательно следят за различными вариантами, но "танцевать" будут от российских особенностей. В первую очередь следят за тем, что происходит в Казахстане, потому что там ситуация в принципе ближе по природе политического режима.
И там пока при транзите политсистемы удается сохранять политическую устойчивость за счет того, что бывший президент сохранил влияние над двумя институтами – это Совет безопасности и парламент. Совет безопасности к партиям не имеет никакого отношения, а что касается парламента, то его как раз можно спроецировать на российскую действительность. Поэтому сейчас ключевая задача – как власти по итогам 2021 года сохранить контроль над парламентом? Возможны различные варианты, опять же. Ясно, что в том варианте, который есть сейчас, избиратель просто не проголосует за "Единую Россию" по партийным спискам, и рассматриваются способы, как это сохранить.
– Например?
– До недавнего времени самый главный рабочий вариант был – реформа с увеличением числа одномандатников минимум до 300 и снижением числа по партийным спискам, чтобы "единороссов" протащить по одномандатным округам. Последние выборы продемонстрировали, что не везде это работает. В Татарстане сработало, а в Хабаровске в итоге одномандатники от "Единой России" пролетели. В Москве тоже похожая ситуация, только там не одномандатники, а формально независимые кандидаты – тоже многие пролетели. То есть вариант не очень-то рабочий.
– То есть прицел на переформатирование все-таки раньше 2024 года?
– Да, это прицел на 2021 год – грубо говоря, "к 2024 году или раньше". 2024 год – это условная дата, она может наступить раньше в рамках транзита - а привязка именно к 2021 году с прицелом на условный 2024 год.