В очередном "Мониторинге экономической ситуации в России" РАНХиГС и Института экономической политики имени Гайдара говорится о том, что при общем снижении рождаемости в России растет доля многодетных семей. Накануне.RU разбиралось, как такое может быть и действительно ли это так.
Падение рождаемости в России вызывает огромную тревогу и идет темпами, сравнимыми с 1990-ми. За два последних года в абсолютном выражении она упала на 15,5%. В 2019 году эта тенденция продолжится примерно в том же темпе, то есть за три года падение превысит 20%. Тем удивительнее в этих условиях новость об увеличении числа многодетных семей. Откуда она взялась?
Многодетность – это о рождаемости в прошлые годы
Такой вывод сделан на основании данных о рождаемости за 2012–2018 годы. А до 2015 года рождаемость стабильно росла, да и в 2016 году прошлогодний результат был почти повторен. Это значит, что рассматриваемый временной интервал большей частью включает период роста рождаемости, то есть заведомо выгодные для подобных выводов исходные условия. Таким образом, увеличение числа многодетных семей – это про последние 7 лет, а не обрушение последних двух лет.
Важная особенность содержится и в самом рассмотрении многодетной семьи. Поскольку в ней должно быть не менее троих детей до 16 (или 18) лет, то они рождаются в течение как минимум нескольких лет, а иногда – 10-15. То есть сама многодетность – это явление, растянутое во времени на многие годы и почти не относящееся к текущей демографической ситуации. Например, нынешние многодетные семьи с тремя детьми – это те, в которых первый ребенок мог родиться еще в 2003 году, что сегодня уже кажется другой эпохой. Еще более многодетные семьи могли начать рожать даже в начале 90-х, т.е. такие родители представляют поколение, которое уже вышло из детородного возраста, просто трое их младших детей еще не достигли 16 (или 18) лет.
Итак, многодетные семьи – это демографическое явление, которое относится к прошлым годам. Никакой связи с текущим уровнем рождаемости оно почти не имеет. Обвал рождаемости последних лет лишь медленно начинает изменять число многодетных семей.
Так, в начале 2019 года сообщалось, что число многодетных семей в России составило 1 млн 566 тыс., что на 25% больше показателей последней переписи населения 2010 года. Зампред комиссии Общественной палаты РФ по защите семьи, детей и материнства Павел Сычев заявил тогда, что "это тренд, сформированный эффективной государственной поддержкой". Его цитировали все СМИ. Однако легко заметить, что рост 25% – это в сравнении с 2010 годом. То есть здесь применимы те рассуждения, которые были изложены выше, – это не про текущий обвал, а про прошлые годы. Своего рода это способ увести разговор об обвале рождаемости в сторону. Поэтому сразу возникает вопрос: а не является ли это истинной причиной таких сообщений?
О связи текущего уровня рождаемости с многодетностью можно судить о доли рождений первых, вторых, третьих и т.д. детей в общем количестве детей, рожденных за год. Такие данные будут наиболее полными и характеризовать "текущую многодетность", т.е. насколько чаще или реже в данном году родители стали становиться многодетными. Но Росстат их не публикует. До середины 2010-х власти часто приводили эти данные, показывающие, что доли вторых и последующих детей росли. Но потом просто стало нечего приводить: рождаемость пошла вниз, и новые данные стали неудобными. Поэтому судить о "текущей многодетности" не представляется возможным.
По данным РАНХиГС, в 2018 году почти во всех регионах наблюдалось уменьшение числа рождений вторых детей. При этом доля рождений третьих и последующих детей увеличилась во всех федеральных округах. Конечно, это очень хорошо. Но какова эта доля и насколько она весома?
Доля многодетных семей мала и повлиять на демографию не способна
В многодетных семьях все члены семьи, как правило, не старше 50 лет или чуть больше. Всего в России таких людей около 100 млн (в зависимости от того, какой принять верхнюю границу). И вот получается, что эти 100 млн создали только 1,5 млн многодетных семей. То есть многодетность охватывает около 1,5% соответствующего населения. Без всяких расчетов понятно, что это очень мало и рост этой доли способен принести разве что моральное удовлетворение, создать громкую новость в СМИ, но не способен изменить демографию. Поэтому и возможен такой парадоксальный, на первый взгляд, вывод – что число многодетных растет, а общая рождаемость падает. А разгадка в том, что доля многодетных настолько мала, что ни на что не влияет. И подобные новости, конечно, приятно звучат, но не должны вводить в заблуждение и искажать целостную картину. К тому же из всех многодетных семей 79% имеют лишь троих детей. Пять и более детей в России имеют только 100 тыс. семей. Что это для 147 млн населения? Капля в море.
Такие сообщения отвлекают от более важных данных. Так, выборочное наблюдение репродуктивных планов населения в 2017 году показало дальнейшее ухудшение с точки зрения будущей демографической динамики. И по значимости это намного перевешивает рост крайне малого числа многодетных семей в последние 6-7 лет.
Сколько детей хотят иметь россияне?
Репродуктивные планы, репродуктивное поведение и репродуктивное мировоззрение россиян не дают поводов для оптимизма. Если говорить более прямо, в целом они печальны. Среднее желаемое число детей и у мужчин, и у женщин составляет всего 2,15. С начала 1990-х оно держится примерно на одном и том же уровне. Это уровень простого воспроизводства, и на него люди согласны при идеальных условиях. Но так как все понимают, что в жизни условия не будут идеальными, то среднее ожидаемое число детей всего 1,9. Повторим, это ответ самих россиян – они ожидают в своей жизни только 1,9 ребенка. По факту же рождаемость еще ниже, и сейчас она составляет всего лишь 1,5 ребенка на женщину.
К слову, троих и более детей хотят иметь лишь 27% опрошенных. В 2012 году таковых было 32%.
Можно подумать, что причина низкой рождаемости в экономических трудностях или стесненных жилищных условиях. Эти факторы называются как основные, которые мешают иметь больше детей. Но это не так. Люди сами признаются в том, что хотят не больше, а меньше детей при повышении уровня жизни и улучшении жилищных условий. Это хорошо видно на графиках: чем выше уровень жизни, тем меньше детей люди желают иметь. А при очень хорошей жизни они не хотят даже воспроизводиться. Что, в принципе, логично, так как в этом случае хочется просто жить в свое удовольствие. И, подчеркнем, отбирая у самих себя и страны будущее.
Влияние жилищных условий – то же самое лишь с небольшой разницей – графики лежат чуть выше и не опускаются ниже уровня воспроизводства. Это позволяет сделать вывод, что улучшение жилищных условий все-таки менее негативно влияет на репродуктивное сознание, чем улучшение своего материального положения. Однако оба графика ставят жирную точку в дискуссии о том, что жизненные трудности хоть как-то сдерживают рождаемость. Они никак ее не сдерживают. Ее сдерживает сознание. И тому есть убедительные данные.
Отношение к браку
Только 65% женщин и 52% мужчин до 40 лет считают, что нужно обязательно регистрировать первый брак, а 7% и 12%, считают, что этого делать вообще не нужно. При этом сам вопросе лукав: "незарегистрированный брак" – это просто сожительство. И поддержка сожительства – это отрицание самого брака. И сегодня против брака уже 7% женщин и 12% мужчин. Пять лет назад против брака были только 4% и 8% соответственно.
Вопрос о том, когда регистрировать брак, тоже дает однозначный ответ. 44% мужчин и женщин хотят сначала "пожить вместе", что значит "секс без обязательств". Это почти полная корреляция с предыдущим вопросом: почти половина людей не хотят себя связывать никакими обязательствами. К слову, пять лет назад так считали 39%. То есть и здесь за пять лет произошла значительная деградация сознания. При этом в возрасте до 25 лет сожительство предпочитают 53% женщин и 61% мужчин, т.е. большинство. Только 30% всех опрошенных отвечают, что брак нужно заключать до совместной жизни (к счастью, эта доля не уменьшилась). При таких репродуктивных взглядах населения оснований для многодетности просто нет.
В 2017 году 39% женщин и 47% мужчин до 25 лет проживали в сожительстве (эти цифры за пять лет выросли на 9% и 4%). То есть почти половина молодых мужчин и женщин вступают в половую жизнь со случайными людьми без цели деторождения. Это приводит к тому, что, когда и если такая цель ставится, большинство женщин уже не в состоянии самостоятельно и безболезненно родить. Это отмечал член-корреспондент РАН, главный специалист Минздрава по репродуктивному здоровью Олег Аполихин. По его данным, 77% рожениц имеют патологии. То есть три из четырех женщин не могут нормально родить. Во многом это результат безответственной половой жизни.
Из-за увеличения доли сожительств постоянно растет и возраст вступления в брак, который отодвигается на потом и становится все более отягощен предыдущей половой жизнью. Что тоже влияет на рождаемость однозначно отрицательно.
Поведение в деторождении
Интервал от вступления в брак до рождения первого ребенка все время увеличивается. Если в начале 2000-х он был 15 месяцев, то в 2015-2017 гг. – уже три года.
Интервал от рождения первого ребенка до рождения второго тоже растет. В начале 1990-х он был два года, в начале 2000-х - 4 года, в 2015-2017 гг. – уже 5,5 лет.
Эти цифры говорят о том, что люди все больше отсрочивают рождение детей, не желая утруждать себя хлопотами. В частности, еще до рождения первого ребенка (в браке!) от него уклоняются 37% опрошенных (пять лет назад таких было 25%). И чем младше респонденты, тем больше этот процент. До 25 лет вообще половина людей избегают рождения в браке первого ребенка. Эта возрастная группа наиболее подверглась пропаганде контрацепции, увеличившись за пять лет в два раза! Можно сказать, что у молодых россиян сформировалось контрацептивное сознание. И, как показывают графики, с жизненными трудностями оно никак не связано.
За пять лет выросла и доля людей, считающих, что государство вообще не должно влиять на рождение детей в семьях, – с 7-10% до 12-15%. То есть огромная часть населения вообще считает, что рождаемость не является важным для страны вопросом. Можно предположить, что большинство из них настроены против многодетности, а то и в принципе против рождения детей.
Аборты имели от 13% (до 25 лет) до 46% (после 40 лет) женщин, и к этим данным можно смело прибавлять еще 10-15% отказавшихся отвечать. При этом процент женщин, делавших аборты после вступления в брак, примерно в пять раз меньше по всем возрастам. Это очень наглядный пример того, что внебрачное сожительство многократно увеличивает вероятность аборта. Не говоря о моральной стороне убийства собственного зачатого ребенка, это отрицательно влияет на репродуктивное здоровье женщин. А таковых сегодня в среднем по всем возрастам 40%.
Все эти данные позволяют сделать вывод о том, что в вопросе рождаемости на первом месте стоят не социально-экономические факторы, а чисто мировоззренческие, духовные. И выкарабкиваться из демографической катастрофы с помощью финансовых вливаний абсолютно бесполезно. Пока же, к сожалению, все повышение рождаемости сводится к миллиардам рублей, выделенных на поддержку тех или иных групп населения. То есть демографическая проблема вообще не решается, она подменяется вопросами социальной поддержки. В то время как на 80% вопрос репродукции населения определяется его репродуктивным поведением и репродуктивным здоровьем. Которые, в свою очередь, определяются репродуктивными установками, а те – ценностными. Так вопрос упирается в духовно-нравственное состояние общества, которое находится вне сферы интересов государства.
В результате происходит устойчивая деградация репродуктивных установок населения – и, как следствие, падает рождаемость. И все попытки вытащить из статистики какие-то оптимистические цифры только отводят внимание от главного. А главное – это то, что в сознании половины россиян место семьи заменила установка на максимальное удовлетворение своих сексуальных потребностей без несения какой-либо ответственности. И экономические трудности имеют к этому только косвенное отношение.