Парламентские слушания бюджета на 2020-2022 гг., которые сегодня прошли в Совете Федерации, отчасти раскрыли секрет ежегодного профицита госказны - федерация продолжает экономить на регионах. Субъектам критически не хватает денег на исполнение своих полномочий, но они вынуждены выделять средства и на финансирование федеральных программ и "майских указов". Снижать госдолг и сокращать дефицит бюджетов регионы могут лишь за счет экономии, а те, что побогаче – за счет повышения нагрузки на бизнес, который постепенно уходит от бедных субъектов к обеспеченным.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, открывая слушания, обратила внимание на профицит бюджета. В 2020 г. он может составить порядка 0,8%, а к 2022 г. уменьшится до 0,2% ВВП. Профицит она назвала резервом для мер по повышению благосостояния граждан, прежде всего, в рамках финансирования мероприятий национальных проектов. На них в течение трех лет заложено 7 трлн руб. "Сама система управления проектной деятельностью по национальным проектам далека от совершенства. Складывается переусложненная, многоуровневая организационная структура, функции дублируются, ответственность размыта, целеполагание хромает", - заявила Матвиенко.
Показательным стал 2019-й – первый год исполнения национальных проектов. На 1 октября исполнение расходов на нацпроекты составило около 52%, рассказала заместитель председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова. Медленнее всего исполняются расходы на нацпроект "Цифровая экономика" - 13% и "Экология" - 17,3%.
Основной акцент слушаний был сделан на регионы, в зале присутствовали представители субъектов: губернаторы, руководители законодательных органов. В Совфеде рекомендовали разработать меры для сокращения разрыва между регионами по социально-экономическому положению, так как ситуация не улучшается. Даже наоборот: дотационным регионам становится сложнее работать с инвесторами из-за того, что они не могут предоставить бизнесу тот перечень льгот, который есть в регионах-донорах.
"Льготы – это инвестиции со стороны государства, а не преференции для избранных. За последние пять лет произошло двукратное увеличение льгот, предоставляемых нефтяным компаниям, при этом нет ни сопоставимого роста инвестиций, ни снижения зависимости отрасли от поставок импортного оборудования. С другой стороны, не всегда потенциальные налоговые стимулы используются на практике, речь идет об инвестиционном вычете. Минфин блокирует возможность его применения в небогатых субъектах и инвестиции перетекают в более богатые регионы", - выступила Валентина Матвиенко.
За девять лет льготы нефтяникам увеличились в 4,5 раза, уточнил министр финансов Антон Силуанов: с 375 млрд руб. в 2011-м до 1,6 трлн руб. – в 2020 г. Однако для такого роста льготирования есть объективные причины, парировал министр: "Нефтянка тоже требует вложений и стимулирования, потому что месторождения вырабатываются, требуются дополнительные инвестиционные ресурсы, новые налоговые режимы дают выпадающие доходы. Но мы рассчитываем получить дополнительные инвестиции и доходы от реализации нефти".
Рост доходов бюджета объясняется ростом нагрузки на бизнес, добавил сопредседатель "Деловой России" Алексей Репик. Так, в 2020 г. казна получит дополнительные поступления от утилизационного сбора, платы за использование лесов и пользование водными объектами.
"Вопрос инвестиций в экономику сегодня стоит особенно остро. Кредит зажимается, особенно инвестиционный, Министерство финансов также активно старается сократить бюджетные расходы. Бизнесу становится сложнее находить силы и ресурсы для запуска капиталоемких проектов. Для стимулирования инвестиций у нас есть все необходимые законодательные нормы, но действуют они только при принятии закона субъектом Российской Федерации. Но большинство субъектов ограничили применение инвестиционных льгот из-за несбалансированности бюджетов, особенно это касается дотационных регионов", - отметил Репик.
Госдолг регионов опустился ниже 2 трлн руб., одновременно многие субъекты перестали наращивать дефицит. Ситуация может быть временной: уже в 2020 г. заканчивается период реструктуризации бюджетных кредитов, регионы начнут гасить долги и должны будут выплатить порядка 75 млрд руб., в 2021 г. сумма увеличится вдвое. Совфед предложил продлить льготный период, причем, критерии новой реструктуризации должны позволять воспользоваться программой как можно большему числу субъектов.
"Это необходимо, чтобы у регионов были деньги не только на погашение обязательств, но и на развитие, на формирование инвестиций. И не стоит забывать, что мы добились реструктуризации только региональных долгов. Проблема задолженности муниципалитетов, равно как и муниципальных учреждений, осталась и стоит остро", - отметила Валентина Матвиенко.
Сохраняется проблема увеличения расходов регионов на исполнение федеральных правовых актов без адекватной финансовой компенсации. Например, регионы понесли большие потери от освобождения движимого имущества от налогообложения. "Санкт-Петербург потерял 13 млрд руб. Причем, реальные подсчеты субъектов в Минфине претерпевают изменения и суммы выпадающих доходов сокращаются в два раза", - отметила Матвиенко.
При заключении соглашений с отдельными органами госвласти не соблюдаются установленные Правительством уровни софинансирования, подтвердил губернатор Алтайского края Виктор Томенко. Глава заксобрания Карелии Элиссан Шандалович добавил, что Минфин не в полном объеме финансирует и национальные проекты. Он обратил внимание и на то, что бюджетная обеспеченность республики даже после выравнивания в 2019 г. остается ниже уровней, обозначенных Правительством. Для республики это потеря порядка 15 млрд руб.
Он поднял вопрос об обеспечении программы предоставления жилья детям-сиротам, сейчас на это направление выделено недостаточно средств. По оценкам Счетной палаты, регионам необходимо 36 млрд руб., в бюджете заложено чуть больше 7 млрд руб.
Новгородская область направила на финансирование нацпроектов 587 млн руб. – это сумма, которую недодала федерация, рассказал губернатор региона Андрей Никитин.
"Фактический уровень софинансирования нацпроектов по Новгородской области при нормативе в 3% составляет от 6% до 48. Эти деньги не пошли на жилье для детей-сирот и цели регионального бюджета. Мы понимаем, что в следующий год мы войдем с той же самой проблемой превышения уровня софинансирования. Нужно либо учитывать это при расчете субсидий на выравнивание. Решать вопрос нужно, это вымывает доходы регионов, которые должны тратиться на ремонты школ и больниц", - заявил Никитин.
Недофинансирование коснулось и переданных полномочий по лесным отношениям. Есть риски, что леса снова будут гореть, заявил глава Республики Саха Айсен Николаев.
"Мы все знаем, какие страшные лесные пожары были у нас этим летом. К сожалению, пока финансирование дальневосточных и сибирских регионов будет в несколько раз меньше, чем в среднем по стране, леса будут гореть. В Якутии финансирование 6 руб. на гектар при среднероссийском показателе 30 руб.", - сказал губернатор.
Участники слушаний предложили механизмы для повышения обеспеченности регионов. Субъекты должны получить больше денег на образование, инфраструктуру, отметили в Счетной палате, там предложили провести обратный трансферт расходных полномочий – передать на федеральный уровень платежи в систему ОМС за неработающее население.
Совфед предложил передать регионам доходы от акцизов на табак, идея получила поддержку у представителей субъектов, которые выступали на слушаниях. Силуанов лишь отметил, что федерация уже поделилась с субъектами акцизами на нефтепродукты, в бюджеты в 2020-2024 гг. поступит 1 трлн руб. Судя по выступлению министра, ничем другим госбюджет пока делиться не планирует. Спикер Совфеда предложила повысить доходы регионов за счет эксперимента по налогу на профессиональный доход. Матвиенко предложила уже с 2020 г. ввести налоговый режим для самозанятых на территории всей страны. Напомним, доходы от НФР делят региональный бюджет и ФОМС.
Из других замечаний, высказанных на слушаниях: сокращение в 2021-2022 гг. доли социальных расходов бюджета после роста в 2020 г., высокие расходы на работу госкорпораций. Необходимо повышать эффективность использования бюджетных средств госкорпорациями, сказала Матвиенко. На 1 июля 2019 г. объем временно свободных денег корпораций превысил 180 млрд руб. – это на 20% больше, чем годом ранее. Львиная доля этих денег оседает на банковских счетах.
Валентина Матвиенко также обратила внимание на отсутствие определенности относительно использования денег ФНБ. По оценке Минфина, накопления в 2020 г. превысят норму в 7% ВВП на 1,7 трлн руб. Обсуждение направлений инвестирования должно проходить с участием парламента, заявила спикер Совфеда. В своем выступлении Антон Силуанов обозначил, что экономика может получить 15-20% от накопленного сверх нормы, однако региональные проекты он поставил на последнее место, выше оказались интересы экспортеров и тех, кто занимается проектами за рубежом.