Канал HBO, прославившийся русской темой в сериале "Чернобыль", после сериала о Романовых и революции продолжает подминать под себя нашу историю – этой осенью западные сериал-мейкеры взялись за Екатерину Великую. А ведь это она начала присоединять Крым до того, как это стало мейнстримом, отомстили?
Как иначе объяснить выбор актрисы на главную роль? Опыт, конечно, у 74-летней Хелен Миррен прекрасный – создание экранных венценосных особ буквально поставлено на поток, тут и Елизавета I, и Елизавета II в ее исполнении, но если про английскую королеву многие думают, что она родилась уже старушкой, то все же нашей царице в момент вступления на престол исполнилось 33 года, и ее образ никак не вяжется с 74-летней урожденной Еленой Мироновой.
Казус для Накануне.RU прокомментировал писатель и общественный деятель Юрий Поляков, он появление нового мини-сериала о Екатерине на Западе не может связать с тем, что у нас тема не отработана, как это было в случае с "Чернобылем":
"Как ни странно, у нас екатерининская эпоха, эпоха дворцовых переворотов показана достаточно лихо в сериальном телевидении, на хорошем уровне. Если показали Екатерину нашу недостоверно, как какую-то стервозную женщину, то они и про своих снимают так. Тут был про Елизавету фильм, там из нее тоже сделали какую-то полную мерзавку, может, такой период очернения, не знаю, может, они готовятся к свержению у себя монархии, проводят телевизионную канонаду, я не знаю. Но наша Екатерина – нет, мы ее не отдадим".
Завязка первой серии – это бедный Иван Шестой, которого Елизавета Петровна держала в Шлессербурской крепости в невыносимых условиях. С младенчества разговаривать с ним было запрещено, и вряд ли он осознавал себя как самодержца (по другим данным, он вообще вряд ли себя осознавал и сошел с ума еще задолго до того, как к власти пришла Екатерина), хотя его и могли бы использовать (и даже собирались это сделать) для очередного переворота противники новой власти. Но для американского фильма фактурка не очень, потому здесь добавили контрастности образу – императрица якобы незаконно взошла на престол, а Иван внятно заявляет ей о своих претензиях – все для создания драматургического конфликта, эдакая железная маска.
В первой серии Екатерина только захватила престол и атмосфера вокруг напряженная, у нее все мысли лишь об удержании власти и отмене рабства (да, да, мы тоже удивились). Мы знаем, что в России прошла эпоха дворцовых переворотов, и гвардия, как говорит в беседе с Накануне.RU историк Евгений Спицын, зная о примерах, не видела причин, почему бы не сковырнуть очередного российского императора или императрицу, но в сериале мотив совсем другой. Сразу очерчивается глобальный моральный и ментальный конфликт, свергнуть "германскую девочку" хотели бы, потому что она либеральная и свободолюбивая, а темная Россия принять ее не может, ведь подумайте-ка, Хелен Миррен даже хочет отменить рабство.
Но было ли рабство в России и было ли оно до Екатерины? Ее эпоху называют "золотым веком", но не для крестьянства, на минуточку, а для дворянства – и самые большие проблемы у нее возникли именно с крестьянскими бунтами – могла ли вообще монархическая власть в 18 веке просто задумываться об отмене крепостного права?
"Когда у нас говорят о "золотом веке" Екатерины II, то лукавят, потому что это был "золотой век" только для русского дворянства, то есть для этой очень узкой касты, прослойки, бывшего служилого сословия, которое из служивого превратилось в благородное. По Манифесту о вольностях дворянских 1762 года, а потом и по Жалованной грамоте дворянству 1785 года, оно было освобождено от государственной службы, от телесных наказаний, от налогов и от всего прочего. То есть теперь это была такая неприкасаемая каста господ, все остальное население (90-95%) прибывало в рабском или полурабском состоянии".
Здесь история России страдает в угоду сторителлингу западных сценаристов, ну должны Екатерину по задумке все ненавидеть за либерализм – значит, она, понятное дело, отстаивает что-то хорошо знакомое зрителю – свободу, однополые браки или расовое равенство, пусть и не слышали об этом в Санкт-Петербурге тогда и даже не мечтали. Остановились на борьбе с рабством – оно все же было в той или иной форме. И вот выщипанные брови Хелен Миррен грозно встречаются на морщинистой переносице, и вещает она о том, что Джон Кеннеди говорил в 60-ые, мол, пора нам восстать против старых порядков и все должны быть равны. Но вдруг прорывается Донни Трамп, и заканчивает Екатерина речь, сотрясая голосом своды русского храма чем-то вроде "мы должны сделать Раша грейт агейн". Дуальность главной героини просматривается довольно ясно, вот такая она Дейнерис Таргариан – начнет с речей против рабства, а закончит, сжигая города на драконе. Вторая сущность, так сказать, мистер Хайд Екатерины в исполнении Миррен проявляется, когда персонаж показывает, как любит власть и постоянно это некрасиво демонстрирует.
Создается впечатление, что авторы мини-сериала про русскую императрицу никак не могли определиться с главным конфликтом поначалу: то ли она свободолюбивая и прекрасная королева родом из Европы, которую не может понять и принять темная и рабская Россия, либо она все же сама по себе тиран и узурпатор, как это свойственно абсолютно всем руководителям темной и нелюбимой на Западе России. Героиня с экрана посылает зрителям неоднозначные сигналы: после блистательной речи о либерализме – а на самом деле в речи не могло быть ничего об отмене рабства – царица казнит какого-то охранника из Шлиссельбургской крепости, который на нее косо посмотрел.
Режиссеры рисуют нам мрачную картину: казни, интриги, самодурство. Вообще же просвещенная дама только один раз вышла из себя и хорошенько казнила Пугачева и его организаторов несанкционированных митингов, так сказать, но когда это еще было? Елизавета Петровна, которая царствовала до супруга Екатерины, фактически отменила смертную казнь, правда, не закрепив это законодательно, Екатерина же, будучи поклонницей гуманистических философских течений, сторонницей насилия не была, при ней смертная казнь оставалась приостановленною фактически. Со временем она огрубела и, возможно, пересматривала свои идеалистические воззрения первых лет царствования, но показывать, как она, чуть ли не едва взойдя на трон, плетет интриги, рубит головы тех, кто на нее не так смотрит – откровенная манипуляция фактами.
"Да, действительно, при Елизавете Петровне был наложен мораторий на исполнение смертных казней, потому что во времена Петра I, во времена той же Анны Иоанновны публичные казни использовались довольно широко, достаточно вспомнить, например, расправу над князьями Долгоруковыми и Голицыными, – комментирует историк Спицын. – А во времена Екатерины II первоначально казнь не практиковалась, хотя существовали разные формы наказания, в том числе и каторга, и ссылка, но во время пугачевского бунта, да и после него казнь использовалась довольно широко и повсеместно. Особенно с участниками этого бунта обошлись жестоко – самого Емельяна Пугачева четвертовали".
Конечно, игровой фильм – не документальный, но от исторических лент мы ожидаем некоторого соответствия фактам, часто, так принято, на роль подбирают актеров, похожих на исторических персон, но здесь режиссеры даже "не заморачивались"? Отношение к киношной Екатерине полностью зависит от актрисы, а точнее, даже от ее возраста. Любовные приключения престарелой Миррен во дворце выглядят омерзительно, вряд ли зритель может поверить, что такая вот Екатерина кому-либо реально нравилась, хоть она и скачет козочкой от Орлова до Потемкина и кокетливо демонстрирует искусственный румянец на бледном исхудавшем лике (кстати, как мы помним еще с уроков истории, где в школьных кабинетах для наглядности на стенах красовались изображения императоров и вождей, никто из русских цариц не стремился к болезненной худобе, а некоторые с трудом помещались на собственных портретах – так что тут промашка не только с возрастом вышла). Екатерине было 33 года, когда она свергла своего мужа и взошла на престол и, по заверениям современников, обладала недурной наружностью – что вполне объясняло большое количество поклонников. В сериале ничего, кроме жалости, романтические увлечения царицы не вызывают.
"74-летняя старуху взяли играть 33-летнюю молодку – ну они извращенцы, чего вы хотите от извращенцев? Я удивляюсь, почему такая юная актриса – надо было из дома престарелых 100-летнюю найти, а лучше какого-нибудь гермафродита. Чем они руководствовались, надо спросить у американских режиссеров, продюсеров и сценаристов. Извращение нашей истории идет не только в зарубежных фильмах, но и в наших тоже. Раньше снималось исторических фильмов не так много, но обязательно на съемках присутствовал профессиональный историк в роли консультанта", – говорит Евгений Спицын.
Что же касается ее либерализма, то это современный зверь, совершенно диковинный для аристократки 18 века, наша императрица была просвещенной монархиней и действительно переписывалась с Дидро и Вольтером, но как только теория начала воплощаться в практику на широких просторах родины, так сразу на этом все – голову Пугачева на спицы, тело – на колесо. Что касается "отмены рабства", то тут все как раз наоборот, эксперты считают, что Екатерина фактически ввела рабство и положение крепостных было наихудшим за всю историю России. Ключевский писал, что помещики превратили свои деревни в рабовладельческие плантации, которые трудно отличить от североамериканских до освобождения негров. Крестьян можно было продавать и покупать, и прав они имели не больше, чем раб-негр. Именно в это время существовала помещица Солтычиха, единственная наказанная за свои злодеяния, а сколько таких же персонажей избежали суда и следствия в силу высокого положения?
"Американские исторические фильмы – назвать их историческими фильмами довольно трудно, поскольку у них небылицы, фэнтэзи и история смешаны в одну кучу, это первое. Второе – формально Екатерина была сторонницей так называемой просвещенной монархии, идей просветителей, но по факту во времена Екатерины II произошел самый настоящий расцвет крепостного права. И она более, чем кто-либо, может быть, после Петра I, сделала все для того, чтобы самые отвратительные черты крепостного права появились на свет. Например, раздельная продажа крепостных крестьян – семьи разделяли, детей продавали отдельно от родителей, мужей – от жен и так далее. Появилась ссылка за любые небольшие провинности в Сибирь, отдача крестьян в рекруты, телесные наказания, фактически рабская работа на барщине, это все яркие черты екатерининского крепостного права. Если сравнить, например, режим крепостного права во времена Алексея Михайловича, то он, по сравнению с этим, выглядит белым и пушистым", – заключает Евгений Спицын.