Аналитика


"Мы храмы строим, проводим молебны, а где результат?" Россию потряс новый "Колумбайн"
Происшествия | Дальневосточный ФО | В России

В Благовещенске в колледже студент открыл огонь из пятизарядного ружья после того, как его выставили из аудитории за опоздание, сообщает пресс-служба УМВД России по Амурской области. От огнестрельных ранений погиб 19-летний парень, еще трое молодых людей – 17, 19 и 20 лет пострадали и доставлены в больницу. Сам злоумышленник найден мертвым, предположительно, он покончил с собой.

Педагог с большим стажем, советник ректора МПГУ Евгений Спицын считает, что корень зла, приводящий к таким ЧП – в общественных отношениях и в той системе, где идеология как бы отсутствует: "Но на самом деле идеология цветет пышным цветом: культ наживы, культ золотого тельца, культ эгоизма и классовое расслоение". Подробнее о том, как изменилось наше общество и почему американский "Колумбайн" поразил смертельным вирусом российскую молодежь, казалось бы, "привитую" православно-патриотическим воспитанием со школы, он рассказал в интервью Накануне.RU.

19-летний Данил Засорин открыл огонь из ружья в колледже в Благовещенске(2019)|Фото: telegram.org/baza

Новый "шутинг" в России молодого человека выставили из аудитории за опоздание, он решил "отомстить". Вы как педагог после таких сообщений не рискнете выставлять кого-то из класса? И как объяснить такую волну насилия ведь это не первый случай за последнее время, а уже тенденция?

Евгений Спицын(2017)|Фото: Евгений Спицын– Что касается выставления учащегося из кабинета – это вещь вообще недопустимая. Когда педагог так поступает, то расписывается в собственной беспомощности.

Когда я сам учился в университете, а потом долгие годы работал в школе, нам повторяли, что учитель не имеет права выставлять учащегося. Он должен искать другие способы и методы, чтобы привести его в должное состояние, найти подход к нему, чтобы ученик сидел в классе вместе с другими своими товарищами и полноценно работал на уроке.

Что касается насилия как такового – а что вы хотите-то? Мы в каком обществе живем? Общественные отношения порождают соответствующие отношения и между людьми. Потом, информационная среда, в которой живут наши дети, школьники, студенты – тоже почва для серьезных размышлений. Если они постоянно перед глазами видят реки крови, стрелялки, в компьютерных играх и в кино – убийства, как что-то само собой разумеющееся. А потом на ТВ из каждого преступления делают ток-шоу, днями, а то и неделями мусолят одно и то же, смакуют это все, вот вам и результат. Далеко за примерами ходить не надо – на всю страну ведут разговоры о расчлененке уже который день...

Это вызывает резонанс в обществе.

– Вспомним ситуацию с "керченским стрелком" – сколько о нем говорили на всех каналах? Вот человек, у которого "поехала крыша", стал чуть ли не звездой. Почему даже то, что происходит в Америке, с удовольствием транслируют на каналах? Зачем нам вообще это знать, вы мне объясните? Если в США произошло какое-то ЧП такого рода, зачем у нас на всех каналах об этом трубить?

Жертвы 19-летнего Данила Засорина, открывшего огонь из ружья в колледже в Благовещенске(2019)|Фото: НТВ

Это вообще "американская история"?

– В Америке это стало элементом их "национальной культуры" уже – расстрел учеников, учителей. Но почему это перешло к нам? На самом деле это имеет глубинные корни и основания, которые зиждятся прежде всего на сломе той традиционной системы, которая у нас существовала в годы советской власти. Расчеловечивание происходит и сейчас.

Недавно практически то же самое произошло в армии, хотя здесь мы не знаем на самом деле, как относились к стрелку…

– Этому подверглись все слои общества. Еще тут надо иметь в виду общее психологическое состояние нашего общества. Оно, по большому счету, больно. У нас пропала радость бытия, когда человек человеку был другом, товарищем и братом. Мы в советском обществе о таком даже подумать бы не могли – да, у нас бывали конфликты, но они никогда не носили такой смертоубийственный характер. Я вам больше того скажу – в принципе преступность была ниже. Тогда на численность населения в 300 млн человек убийств в год совершалось примерно 19 тыс. Сейчас в современной России меньше, чем на 150 млн, совершается 40 тыс. убийств. Это к вопросу о нравственности и о том, какую роль играет идеология.

Нам вместо коммунистической идеологии подсунули суррогат псевдоправославной идеологии: строим храмы, проводим молебны, а где результат? А результат вот он – налицо. Берут дробовик и идут в школу, стреляют. И это еще цветочки – чем дальше в лес, тем больше дров. Дальше ситуация будет только усугубляться. И всякими ток-шоу, другими "заклинаниями" эту ситуацию не изменить. Корень зла – в общественных отношениях и в той системе, где идеология якобы отсутствует, но на самом деле цветет пышным цветом: культ наживы, культ золотого тельца, культ эгоизма и классовое расслоение. Дети подвержены своеобразному делению на успешных и нет, на богатых и бедных, возможно, в большей мере, чем даже взрослые, и они ощущают этот разрыв и остро реагируют.

Тем не менее никогда никаких политических мотивов в таких происшествиях нет.

– Мотивы мы не можем узнать – что сподвигло детей брать в руки оружие, мы точно не знаем, но тенденция есть, и отрицать это бессмысленно. Мы семимильными шагами догоняем в этом отношении Америку. Власти могут поставить себе "плюсик" – хоть в чем-то мы "догнали" передовые страны.

Это и плоды реформ образования и того, что школа перестала "воспитывать", а стала "предоставлять услуги"?

– О каком воспитании речь, в той системе буржуазных отношений, которые существуют в нашем обществе, иного воспитания и быть не может. Что у нас в человеке воспитывают? Эгоцентричность! Не учат дружбе и взаимовыручке, думают они о том, что нельзя отнимать жизнь у товарищей? Нет. Они учатся составлять портфолио, изучают технологии личностного роста. А на общество плевать. Потом нам говорят, что в идеологии лежит человекоцентричность. Это ложь.

Я еще раз говорю – в основе буржуазной идеологии лежит культ золотого тельца и эгоцентризм. Поэтому все призывы усилить воспитательную работу, направить дополнительные средства на патриотическое воспитание бессмысленны. Деньги "распилят", отчитаются, что провели работу, которая зачастую детей никоим образом не касается – ни сердца, ни умы она не затрагивает. Потому что корень зла в системе общественных отношений, а не в недостатке уроков по патриотическому воспитанию. Система идеологических, нравственных приоритетов – вот что определяет лицо общества. И будет еще хуже, когда в прямом смысле "вымрет" все оставшееся от советского человека.



Елена Рычкова