С 1 июля 2020 года на всех продаваемых в России в рознице смартфонах, гаджетах и Smart-телевизорах должен быть предустановлен отечественный софт. Проблема в том, что пока никто не знает (даже сами авторы законопроекта), как именно определять приложения (речь пока только об этом виде предустанавливаемого софта), которые появятся в гаджетах. Эксперты предлагают Госдуме и правительству "одуматься, пока есть время" и подправить принятые в закон "О защите прав потребителя" поправки.
По словам соавтора законопроекта, депутата Госдумы Олега Николаева, право определить перечень устройств, на которые нужно устанавливать российский софт, а также собственно список этого софта, будет у правительства. Каким образом правительство будет это делать, каких экспертов привлекать – Николаев не знает, но предвидит масштабные дискуссии по этому поводу и предлагает их проводить в том числе и в Госдуме. Непонятно, правда, почему тогда было не "доделать" закон в парламенте. Депутат считает, что у правительства имеется солидный опыт в подобных вопросах, поэтому пусть оно и решает. "Правительство России ведет работу по определению сложных технических (электронных) устройств с 2012 года, постоянно корректирует определения соответственно технологическому процессу", – заявил Николаев на пресс-конференции в "НСН".
Но парламентарий тут же сам озвучил один из спорных моментов, который пока никак не отражен в принятом законе – хоть российские производители софта и являются одним из лидеров мирового рынка, все равно какие-то приложения, появляющиеся за границей, могут поначалу не иметь аналогов и конкурентов вообще и в России в частности. При этом закон принуждает предлагать потребителю альтернативу в виде российских приложений, чтобы бороться с монополиями глобальных IT-компаний. Значит ли это, что иностранное приложение окажется вне закона?
Председатель совета Фонда развития цифровой экономики, экс-советник президента РФ по развитию интернета Герман Клименко видит решение в саморегулировании рынка и высоко конкурентной среде: появится иностранное приложение – тут же подоспеет и российское, не стоит в этом, мол, сомневаться. Наоборот, главную проблему и он, и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев видят в отсутствии механизмов, которые бы определяли победителя среди российских приложений-кандидатов на установку. Если речь идет о поисковике, то здесь особой альтернативы "Яндексу" не будет, но российских мессенджеров и почтовых клиентов, как и антивирусов, наберется достаточно, и правительству придется выбирать.
Каким образом будет проходить отбор – непонятно. Но, по мнению Клименко, без протекции государства потребитель может отказаться от российского софта в пользу иностранного, в то время как за границей отечественные стартапы и серьезные IT-компании испытывают сложности из-за политической обстановки.
"До введения санкций мысль о продвижении государством российских стартапов за границей была хороша. Но сейчас государство должно выстраивать поддержку изнутри, коль скоро не может сделать это "снаружи". Так (после принятия закона – прим. ред.) наши компании будут иметь шанс удержать рынок, конкуренция крайне высока. Над нашей индустрией ведь висит тот факт, что, допустим, переписка пользователя "Яндекса" может быть выдана (по требованию российских властей – прим. ред.), а пользователя Google – нет. И пользователь при выборе приложения на это тоже будет ориентироваться", - говорит Клименко.
Эксперты предлагают два способа решения проблемы с выбором отечественных приложений для обязательной предустановки.
"Хорошая идея превращается в госмонополию. Именно поэтому представители российских компаний просили не вводить этот закон. Он хороший, но реализация ужасна. Следующие полгода это будет битва всех против всех, – сетует Мариничев. – Мессенджеров около десятка. Какой из них будет предустанавливаться? Почтовые сервисы какие должны стоять? А, может, все установить сразу? Абсолютно не очевидны ответы на эти вопросы".
Интернет-омбудсмен предлагает определить государству список, например, из десяти приложений вроде "госуслуг", которые не имеют альтернативы, и устанавливать их "полным списком". С ним соглашается и автор законопроекта Олег Николаев: "Мы будем предлагать коллегам из правительства составить список безальтернативных предложений, активно используемых, в продвижении которых заинтересовано само государство".
Другой способ – составить категорийный список приложений для производителей и ритейлеров. Российский софт в каждую из категорий (например, "мессенджер", "почтовый клиент", "браузер") производитель будет подбирать уже сам и на вполне рыночных и конкурентных условиях.
Кстати, эксперты отметили еще и те категории гаджетов, которые не попадут под действие новых поправок. Это сегмент B2B, поскольку закон "О защите прав потребителей" касается только розницы, а смартфоны и планшеты для бизнеса будут продаваться по старым правилам без ограничений. А также трансграничная торговля, которая тоже не попадает под действие поправок. Как отметил Герман Клименко, одна только группа компаний Alibaba сейчас поставляет на российский рынок огромное количество устройств, на которые не потребуется установки российского софта.