Сегодня умер экс-мэр Москвы Юрий Лужков, возглавлявший столицу с 1992 по 2010 годы, он скончался на 84 году жизни, ему проводили операцию на сердце в Мюнхене. Про Лужкова говорят, что он политик двух эпох, действительно, управленец-хозяйственник советской закалки занял свои позиции на политическом Олимпе в 90-х и пребывал у власти и в путинское время. Мы публикуем реакцию экспертов на печальное событие, они рассказали, почему Лужкова запомнят и москвичи, и остальная Россия.
Экономист Михаил Делягин считает, что Лужков – человек, спасший Москву от приватизации по Чубайсу:
– Умер Лужков – человек, спасший Москву от приватизации по Чубайсу, благодаря чему она и стала Москвой. Перед кратким мэрством Попова обеспокоенные демократы проконсультировались в КГБ, и там им ответили – "хоть обезьяну выбирайте мэром, и все будет в порядке, пока первым замом будет Лужков".
Потом он пережил себя: пустил этническую мафию, не справился с любыми пробками, попал под влияние жены и не ограничивал приписываемое ей рейдерство. В итоге не устоял в информационной провокации, устроенной демшизой для Медведева, и дал тому возможность себя снять. Но и в выборах 1999 года, и после отставки оставался одним из символов разумности и созидания – и ненавидим либералами, что б они ни визжали, именно и только за это. Памятники ему должны стоять в Севастополе, который он поддерживал всеми силами в годы украинской оккупации, и на нулевом километре МКАД, которую до него звали "дорогой смерти". А на Манежной площади уже стоит – ибо всем известный медведь изваян Церетели с Лужкова.
Телеграм-канал "ГосСовет 2.0" называет Лужкова несостоявшийся кандидатом в преемники:
– Умер Юрий Лужков, один из трех столпов режима Ельцина в 90-е годы (наравне с олигархатом и "Газпромом"), неформальный кандидат в преемники, проигравший решающую схватку 1999 года, и создатель московской хозяйственной и политической системы.
"Политбюро 2.0" добавляет:
– Если бы не деятельность Лужкова в 90-е и нулевые годы в Севастополе и Крыму, не было бы "Крымской весны" в 2014 году.
И то, что Москва превратилась в малоуправляемого монстра, который продолжает распухать – это, увы, "заслуга" в том числе и Лужкова.
Человек ушедшей эпохи – так говорит про Лужкова директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, политолог Павел Салин:
– Лужков смог стать долгожителем, сохранив пост и после 2000-х, но он не человек 2010-х, хотя если бы не допустил ряд политических ошибок, мог бы остаться и после 2010 года. Лужков относится к поколению "тяжеловесов", а не "эффективных менеджеров" и технократов. Он был слишком самостоятельным, позволял себе заявления, которые не вяжутся с образом технократа. Это человек-эпоха, но ушла эпоха, а вслед за ней уходят и люди, которые олицетворяли ее. Это наша история, которую не забудешь.
Политолог Максим Жаров в беседе с Накануне.RU говорит, что в истории России память о Лужкове сохранится.
Эксперт считает пиком карьеры Лужкова 1999 год, когда он в сотрудничестве с Евгением Примаковым добился того, чтобы фактически была создана партия регионов, блок "Отечество – вся Россия" представлял именно региональный срез, интересы региональных элит, и хоть потом блок влился в "Единую Россию", все равно еще долгое время благодаря ему регионы проявляли определенную самостоятельность и отстаивали свои интересы.
Однако за последние 20 лет и "Единая Россия", как и Москва, деградировала. "Московское региональное отделение "Единой России" именно при Лужкове стало "государством в государстве", отдельной единицей, и федеральное руководство партии до сих пор минимально контролирует деятельность региональной ячейки партии. Примером тому могут служить последние выборы в Мосгордуму, где "Единая Россия" была вынуждена пойти в качестве самовыдвиженцев", – говорит Жаров.
"Лужкова, я думаю, будут помнить долго, – говорит политолог. – При нем Москва преобразовывалась, она становилась городом комфортным, к сожалению после отставки Лужкова ситуация в городе диаметрально изменилась, она изменилась к худшему. На фоне деградации столицы то, что делал Лужков в качестве мэра – это будет помниться очень долго".
Максим Жаров отмечает, что были и минусы в правлении Лужкова, в частности его окружение позволяло себе "чрезмерно много класть бюджетных денег в карман". И то, что происходит в городе сейчас – это предложение процессов, начавшихся в последние годы правления Лужкова. Именно в то время началась практика "отвратительных распилов на перекладывание асфальта", когда он перекладывался в некоторых районах каждые два-три месяца, вспоминает Жаров. Хотя сейчас асфальт перекладывается уже чуть ли не еженедельно.
Депутат Госдумы шестого созыва Вячеслав Тетекин считает, что Лужков – политик двух эпох, а насчет сохранения наследия архитектуры в Москве при нем можно поспорить:
– Это человек-эпоха, но какая ему досталась эпоха? Тут нужно делить на две части.
Самое первое – это то, что Лужков был очень успешным советским управленцем, он дорос до поста руководителя крупного научно-производственного объединения. Впереди маячил пост заместителя министра, а может быть, и министра. Это человек, который поднялся во времена советской власти. Он не вынырнул на поверхность, как многие младшие научные сотрудники и завлабы, которые вдруг в 90-ые в одночасье превратились в министров, не имея ни малейшего опыта реального управления, Лужков как раз имел, в отличие от всех этих людей, опыт реального управления, так как поднимался при советской власти – он был продуктом кадровой политики советской власти, которая поднимала наверх наиболее талантливых и способных.
Если бы не 1991 год, то Лужков занял бы важное место в системе госуправления страной, но он уже тогда чувствовал, куда ветер дует, и в 90-м году начал "изображать демократа". Когда советская власть отпустила экономические вожжи, многие хозяйственники почувствовали вкус денег. И Юрий Михайлович тоже был не чужд, судя по всему, сладкой жизни, в транзитную фазу своей карьеры он заменил неумелого Попова как опытный хозяйственник на посту мэра столицы, и началась следующая фаза его карьеры.
Хотя Лужков и оказался умелым управленцем, но Москва его запомнит из-за разрушения исторического центра. Гигантская застройка всего и вся, большая стройплощадка, уничтожение исторических зданий – до тысячи памятников архитектуры, памятников старины были уничтожены во время этой перепланировки. При нем распределение земли превратилось в колоссальный бизнес для чиновников.
И то, что Москва превратилась в малоуправляемого монстра, который продолжает распухать – это, увы, "заслуга" в том числе и Лужкова.