Аналитика


"Прозевали": нелегальный снюс оказалось невозможно запретить
Общество | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым

Появившаяся в России с эффектом разорвавшейся бомбы проблема никотиносодержащих бестабачных смесей, леденцов и мармеладных конфет была очевидна еще пять-семь лет назад, и тогда ее можно было зарубить на корню, внеся поправки в законодательство. Но все тревожные звоночки прозевали, в этом признаются и сами законодатели. Глава комитета по социальной политике СФ Валерий Вяземский рассказывает: спросил у внука, пробовал ли он снюс – тот ответил, что пробовал… семь лет назад! А теперь надзорные и правоохранительные органы связаны по рукам и ногам – калечащие детей вещества оказались вне запретов.

Снюс в России запрещён. Но не тот

Вообще, снюс в России запрещен, так же как и насвай. Их запрет прописан в антитабачном законе от 2013 года, который такими организациями как ВОЗ оценивается как один из самых комплексных в мире. Проблема заключается в том, что сегодняшний снюс – это не то, что описывает закон семилетней давности. Вообще, за семь лет появилось множество продуктов, не охваченных законодательством – те же электронные сигареты. И только сейчас правительство и парламент созрели до внесения поправок.

По словам заместителя министра здравоохранения России Олега Салагая, существует два законопроекта (поправки к нескольким ФЗ), один из которых уже прошел первое чтение (его обсуждали в связи с регулированием продаж вейпов и электронных сигарет). Второй пока только внесен в Госдуму, но уже получил положительное заключение Минздрава. Вот в них-то и предлагается вносить дополнения, описывающие и запрещающие. Тем не менее, даже если рассмотрение документов пройдет без проволочек, вступит он в действие уже только в 2020 или 2021 году. А проблема со снюсами стала нарастать критическими темпами примерно с лета этого года, рассказал на заседании комитета по социальной политике Совета Федерации начальник главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД РФ Андрей Крапов.

Никотин – китайский, производство – народное

Салагай говорит, что уже в 2016 году распространенность употребления некурительного (то есть сосательного и жевательного) табака среди школьников была в 7(!) раз выше, чем среди взрослых. Но все уходящее десятилетие было брошено на борьбу именно с курительным табаком, затем переключились на запрет вейпов и электронных сигарет, и вот расцвели снюсы. Между тем, по данным Крапова, исследования показали, что в одной никотиносодержащей мармеладной конфете может содержаться до 250 мг никотина, тогда как в обычной сигарете – около 0,5 мг. "Буквально накануне в Москве ребенок поступил в реанимацию с сильным никотиновым отравлением после употребления снюса, и также за вчерашний день 12 заявлений поступило в центральный аппарат МВД с жалобами на распространение среди школьников этих смесей", – говорит представитель полицейского ведомства.

снюс никотиносодержащая смесь(2019)|Фото: Первый канал

В отличие от официально запрещенных наркотиков, большая часть которых попадает в Россию контрабандой, снюсы производятся в России официально зарегистрированными мелкими ИП и фирмочками, говорят в полиции. До 90% смесей – российского производства. Никотин в виде порошка ввозится тоже совершенно легально преимущественно из Китая. Себестоимость баночки снюсов составляет от 15 до 50 руб., а продают за 200-300 руб., таким образом, бизнес является сверхмаржинальным.

Как "спайсы" десять лет назад

Определенный оптимизм высказывает глава Роспотебнадзора Анна Попова. Она сравнивает ситуацию со снюсами и нашествие "спайсов" десятилетней давности, когда те продавались под видом корма для рыб, благовоний и соли для ванн, находясь вне юридических запретов. Она предлагает силовикам объединить усилия с надзорными органами, причем не только с Роспотребнадзором и прокуратурой, но и, например, Роскомнадзором.

"Большую роль в распространении этих веществ играет интернет. Да, можно запрещать ресурсы, но это судебные разбирательства, а значит – время. Права досудебной блокировки мы сегодня не имеем, так же как и прокуратура. Роскомнадзор имеет такие полномочия, и они иногда идут нам навстречу, но возможность блокировки хорошо бы закрепить юридически", – говорит Попова.

В МВД предлагают регионам брать пример с Карачаево-Черкесии, где заксобрание взяло под контроль оборот никотиносодержащих смесей, уточнив в республиканском законодательстве состав таких веществ. Но это лишь контроль, а не запрет, который может обеспечить лишь власть на федеральном уровне.

Школьники, употребившие снюс.(2019)|Фото: Первый канал

Свое решение нашли и в Роспотребнадзоре. Попова рассказала, что 19 декабря подписала письмо, которое уже ушло в региональные управления ведомства. В нем надзорный орган приравнивает жевательные, травяные смеси и леденцы, мармеладные конфеты к пищевой продукции, поскольку именно таковой они и являются по способу применения и употребления (другими словами, пищевая продукция – все, что попадает в организм через рот). А техрегламент Таможенного союза 021/2011 о безопасности пищевой продукции обязывает такие продукты иметь обязательный сертификат. Пищевая продукция, продаваемая без сертификата, подлежит изъятию, а сертификата у снюсов по определению быть не может, потому что они ничем и никак не описываются (имеются в виду какие-либо регламентирующие их производство и качество документы).

Казалось бы – бинго! Но есть подвох. "Это основание для изъятия, да, но только там, где идет официальная торговля, в магазинах, например. Беда в том, что большая часть снюсов продается нелегально, в ларьках, которые меняют свою дислокацию. И здесь наши полномочия заканчиваются", – говорит глава Роспотребнадзора.

Тем не менее, она предложила правоохранительным органам начать совместные рейды уже с сегодняшнего дня – хотя бы там, где закон позволяет действовать.