Серия поправок в Конституцию РФ, самая масштабная за 25 лет существования нынешнего основного закона, стала гвоздём президентского послания. С целью упрочения суверенитета планируется ввести ограничение действия международного законодательства, 25-летний ценз оседлости кандидатам на высшие государственные должности, изменение полномочий ряда важнейших государственных органов. Теперь пакет поправок должен быть обсуждён на всенародном голосовании, возможно, даже в формате референдума.
Всё это породило серию домыслов о том, что процесс транзита власти уже начался и стали известны основные его контуры. Согласно другой точке зрения, сейчас обозначена лишь необходимость изменений, а подробности станут известны значительно позже. Об этом Накануне.RU рассказал политолог Максим Жаров.
- Получается, что в нынешнем послании практически всё оказалось "разогревом" перед изменениями Основного закона?
- Конституционная часть в послании стала ключевой, причём во многом неожиданно. С помощью конституционного референдума Владимир Путин хочет, чтобы была гонка, конкуренция сценариев транзита власти. Поэтому сегодня во всех поправках в Конституцию предложено фактически равномерное усиление всех ветвей власти. И, соответственно, в пользу какой из них будет сделан решающий выбор, покажет референдум.
Но думаю, даже на основе референдума Путин не будет сразу объявлять о своём решении, а сделает это не раньше 2022-23 гг.
- Можно ли говорить, что какой-то из государственных органов усилился более остальных?
- Усилены полномочия парламента, усилены полномочия суда, усилены полномочия Совета Федерации по контролю за судьями Конституционного и Верховного судов, а это важно. Потому что они назначаются пожизненно. Извлечение того или иного судьи из состава суда за определённые прегрешения может иметь решающий характер как раз по каким-либо голосованиям за поправки к Конституции по одному из сценариев транзита власти.
- Получается, что, например, зафиксированный в Конституции Госсовет и Совет Федерации будут дублировать друг друга?
- Дублирование функционала у нас в политсистеме и так уже наличествует. У нас Общественная палата и СПЧ дублируют друг друга, сейчас, собственно, будут дублироваться Госсовет и Совет Федерации.
Система будет перенастраиваться, когда будет выбран один из сценариев транзита власти, и тогда уже с учётом этого будет сделан балансир между ветвями власти, между отдельными структурами внутри неё.
- Получается, что заявленное усиление губернаторов приведёт к их конкуренции с полпредами в федеральных округах?
- Губернаторы становятся более ответственными людьми, но эту ответственность с них и так никто не снимал, они люди подневольные, как мы видим, их могут в любой момент поменять вне зависимости от того, хорошо они работают или плохо. Я здесь не увидел какого-либо усиления губернаторов как института.
- Может ли быть совпадением на фоне усиления Госдумы активизация новых партий? Ждать в усилившемся парламенте монополии "ЕР", или появления коалиции малых партий?
- Скорее всего, референдум в конце этого года и состоится, но не думаю, что до него будут какие-то возможности по активизации партийного поля. Оно, может быть, будет переформатировано, но, думаю, кардинальных изменений ждать не стоит.
Путин пока не сделал выбора в пользу той или иной схемы транзита власти. Он просто эти варианты обозначил, и показал, что не исключает ни один из них. Как на микшерском пульте – все рычажки по отдельным частотам сейчас сдвинуты вверх на одно и то же деление. Балансировка будет уже в ходе проигрывания достигаться.