Грядущие изменения в Конституцию, озвученные в президентском послании, одновременно усиливают все ветви власти в преддверии грядущего транзита. Владимир Путин оставляет себе пространство для маневра в ходе трансфера. Тем не менее этот процесс неизбежно запустил конкуренцию в неформальных элитных группах. Еще больше она обострилась из-за последовавшей отставки кабинета Дмитрия Медведева. Неожиданно сменивший его Михаил Мишустин анонсировал кардинальные изменения в составе кабмина. И, судя по всему, уже начался неофициальный делёж политического пространства. Подробности – в материале Накануне.RU.
По одной из версий, выбор кандидатур на пост премьера был сделан в последний момент. Как пишет "Незыгарь", альтернативой Михаилу Мишустину был мэр Москвы Сергей Собянин. Первого якобы лоббировали Ковальчуки, Сергей Кириенко и Алексей Кудрин, а второго – часть АП и "Семья", причём Медведев склонялся к Собянину, а силовой блок был против Мишустина. В итоге столичный градоначальник будто бы потерпел "критический проигрыш" и уже в ближайшие несколько лет Москва может получить нового мэра. Изменения на федеральном уровне неизбежно затрагивают и регионы, губернаторы, представляющие разные группы влияния, рассчитывают получить посты в обновлённых органах власти.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин в беседе с Накануне.RU напомнил, что после послания изменения только начали происходить и не произошли ещё даже на 10%, потому что грядут гораздо более серьёзные перестановки – и по линии Правительства, и по линии силового блока, и по линии изменений Конституции, и по линии Союзного государства.
Эксперт констатировал два факта.
"Его анонсированное назначение заместителем главы Совета безопасности демонстрирует, что Медведев входит в круг самых доверенных лиц, и под него специально создаётся должность в Совете безопасности, вторая после Путина. Кстати, представитель силовиков, сенатор Джабаров уже назвал это неформальной должностью вице-президента, и с этим можно согласиться, с учётом роли Совета безопасности в российской политике начиная с 2014 г. Там же обсуждаются и принимаются все ключевые решения, в том числе и по экономике", – подчеркнул Павел Салин.
"Это говорит о том, что президент по-прежнему намерен оставлять контроль над финансово-экономическим блоком в руках системных либералов. При этом ключевые решения по экономике будут приниматься в рамках Совбеза и на них будут оказывать влияние силовики", – считает эксперт.
По мнению политолога Максима Жарова, противостояние "Кудрин – Собянин" в процессе транзита власти пока довольно условно.
"Транзит власти начнётся тогда, когда Владимир Путин объявит о том, что он собирается делать по истечении своего президентского срока. Нам неизвестно, сделает это Путин в конце своего президентского срока или уже через год-два. Сейчас всё довольно условно, и говорить, кто выиграл, а кто проиграл, нельзя", – рассказал он Накануне.RU.
Вместе с тем политолог согласен с тем, что началась борьба за Москву, появились сообщения о необходимости ротации глав госкорпораций, и сейчас предпринимаются попытки, наряду с постами в Правительстве Мишустина, начать торг по всему спектру должностей и позиций примерно так, как это было в 2004 г.
"Накануне президентских выборов Путин снял Михаила Касьянова с поста премьера. Тогда на фоне дела "Юкоса" был жёсткий внутриэлитный клинч и Путину удалось его купировать и в конце концов систему перезагрузить. Если бы тогда Путин не убрал Касьянова с поста премьера – то неизвестно, что бы было на этих выборах. Поэтому сейчас от Путина нужны очень жёсткие и понятные всем фразы и действия по обозначению красных линий в этом процессе трансформации, который только начался. Никто не должен сейчас из элитных игроков чувствовать себя вправе начинать самостоятельные игры без санкции президента", – полагает Максим Жаров.
При этом пополнение Правительства за счёт кадров из регионов могло бы помочь удовлетворить запрос населения на обновление, о котором говорил Путин в своём послании Федеральному собранию.
Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков, например, считает, что общий баланс сил в борьбе разных политических групп может измениться в энергетической сфере. У премьера Дмитрия Медведева напряженные отношения с главой "Роснефти" Игорем Сечиным, и после отставки Медведева стоит ожидать усиления позиций "Роснефти". В регионах к кадрам Сечина относят в первую очередь главу ХМАО-Югры (крупнейшего нефтедобыващего региона страны) Наталью Комарову, у которой истекает второй срок полномочий.
Это коррелирует и со слухами в политических телеграм-каналах. Так, канал "Зеленая папка" назвал фамилии глав российских регионов, которые потенциально могут стать новыми министрами в Правительстве премьера Михаила Мишустина. Среди них – три уральских губернатора:
Также в список "Зеленой папки" попали:
По мнению Павла Салина, к сущностному обновлению новый переток губернаторской когорты хоть и не приведёт, но с медийной точки зрения это даст эффект. По его словам, этого стоит ожидать, но говорить о персоналиях пока рано. ситуация будет подобна той, что была с кандидатурой премьера.
"Там было две опции – либо личность, как Кудрин, который очень активничал накануне отставки, либо человек-функция. Выбрали вторую опцию. А кто этот человек-функция – господин Мишустин, или любой вице-премьер, министр или замминистра финансово-экономического блока – не так важно. Остановились на господине Мишустине, потому что у него есть опыт успешного администрирования налоговой сферы. Это мог быть абсолютно любой технократ из Правительства.
С региональным уровнем то же самое. По фамилиям гадать бесполезно. Но для того чтобы имитировать это обновление, как раз необходимы новые лица, и поскольку на федеральном уровне кадровая обойма всё больше и больше затёрта, то именно из регионов могут прийти новые управленцы. Не факт, что с губернаторского уровня, хотя многим губернаторам-технократам, которые назначались с 2016 года, как раз намекали, что когда начнутся большие изменения, то, мол, вас будут ждать на федеральном уровне", – резюмировал Павел Салин.