Аналитика


"Россия — слабое звено". Нефтяной кризис будет серьезней, чем в 80-ых?
Экономика | В России | За рубежом

Падение мировых цен на нефть после срыва соглашения о сокращении объемов добычи нефти ОПЕК+ отправляет нас назад во времени, прямо в 80-ые, когда, как считается, альянс США и Саудовской Аравии "уронил" цены на нефть, что внесло в свою лепту в кризис государственности в СССР.

Доктор экономических наук Никита Кричевский публикует интересное сравнение стратегии, которая проходила в 80-ые, и сегодняшнего сценария.

"После того, как мы отказались сражаться за цену на предложенных саудитами условиях, ОПЕК перешла к тактике увеличения своей доли на рынке. Итоговые доходы, что при падении цен должны были бы уменьшиться, останутся на прежнем уровне за счёт эффекта масштаба. Один в один с ситуацией 1985-86 годов. Россия при таком раскладе окажется сами знаете где. Что до американских сланцевиков, то на них поставлен крест. И вообще это головная боль отдельно взятого Трампа. Как-нибудь разрулит", — пишет аналитик.

Уже стало известно, что Саудовская Аравия способна нарастить добычу с 10 до 12 млн б/с в течение ближайшего месяца-двух и до 14 млн — в перспективе. Россия официально заявила, что может нарастить добычу всего лишь на 0,3-0,5 млн б/с. При этом Саудовская Аравия ведет переговоры с крупными европейскими покупателями российской марки Urals, предлагая им нефть по меньшей стоимости — 25 долларов за баррель, тогда как Россия предлагает примерно на 20% дороже. Таким образом, саудиты пытаются вытеснить Россию с ее традиционных рынков.

Как считает историк Андрей Фурсов, мы имеем дело с экономическим, нефтяным кризисом, который накладывается на общие кризисные явления в мировой экономике уже несколько лет. "Экономисты говорят о том, что вот-вот начнется кризис, ну, вот, видимо, он начинается таким образом. Он комбинированный — тут и коронавирус, тут и нефть, и реально плохое состояние мировой экономики", — говорит эксперт в беседе с Накануне.RU

И действительно, ситуация с коронавирусом подливает масла в огонь. Если жесткий карантин на территории КНР приводил лишь к локальным проблемам в экономике и нарушению некоторых производственных цепочек, то вот решение Дональда Трампа изолировать США от остального мира посеяло панику на мировом финансовом рынке, спровоцировав сильнейший обвал фондовых индексов. Ведущие американские индикаторы обвалились на 8,8-9,6%, европейские потеряли 12-16%. Российские индексы упали на 8,3–11%, курс доллара поднялся до четырехлетнего максимума 75,5 руб./$. Падение на фондовых рынках стало сильнейшим с 1987 года.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

На фоне этого "Роснефть" уже стала отрекаться от своего влияния на разрыв сделки ОПЕК+. Ранее появлялись сообщения, что, видимо, Игорь Сечин решил сыграть в своего рода "русскую рулетку" на нефтяных рынках и "задавить" американских сланцевых производителей. Что ж — доигрались? Наивно думать, что обвал на фондовых рынках США сейчас не докатится и до нас и еще сильнее не обвалит рубль.

Впрочем, Запад лишь подбадривает Россию в этом противостоянии. Нарастание конфликта России с Саудовской Аравией и США заставляет аналитиков всего мира обратить свое внимание на потенциал нашей страны, к удивлению, например, "Форбс" оценивает его довольно высоко и даже называет Россию "победителем" в грядущей нефтяной войне.

"Россия в этой конфронтации выстоит, а у Саудовской Аравии есть веские основания поскорее уступить и подтолкнуть ОПЕК к стабилизации рынка. На руку Москве играет и недавний выход Saudi Aramco на биржу, так как акции этой компании приобрел каждый пятый подданный Саудовской Аравии. После срыва сделки ОПЕК+ бумаги стали падать в цене, и тенденция продолжается", — пишет издание.

"Форбс" добавляет, что президент России Владимир Путин и глава Минэнерго Александр Новак являются опытными управленцами, способными принимать сложные решения по нефтяным вопросам, чего нельзя сказать про саудовское руководство.

С дифирамбами в сторону Путина и Новака не спешат соглашаться отечественные экономисты.

"Россия вступает в открытое противостояние с ведущим поставщиком нефти, …обвиняя при этом в потере своей доли рынка сланцевых производителей США. И тем самым провоцирует США и Саудовскую Аравию на координацию действий, как в 1985 г. При этом с высокой долей уверенности можно полагать, что именно Россию два других игрока обвинят в попытке развала "худого мира" на нефтяном рынке", — отмечает к.э.н., доцент НИУ ВШЭ Станислав Рогинский.

Все мы помним, чем для СССР закончился прошлый раунд снижения цен на нефть, сегодня, по мнению Никиты Кричевского, мир вступает в эпоху низких цен на углеводороды. Но если в прошлый раз такой расклад спровоцировал рост экономики за счет снижения себестоимости на продукцию, то в этот раз так уже не получится, считает экономист Василий Колташов, так как сегодня налицо более серьезные проблемы в китайской экономике, да и вообще в мировой в целом. И если падение цен в 80-ые скорее способствовало подъему в 90-ые (не для России, конечно), то сейчас нас ждет углубление кризиса.

"Есть определенная близость к кризисам 2005-2009 гг., к событиям 2014-2016 гг., но от 80-х ситуация отличается вот чем — падение мировых цен на нефть в 80-ые не было частью мирового экономического кризиса, такого большого и затяжного, как теперь. Это было событие, которое, скорее, меняло баланс в мировой экономике и оказывало давление на Советский Союз, который стал гораздо более уязвим", — сказал он в беседе с Накануне.RU.

В этом случае, по мнению Колташова, новому правительству РФ стоит не спать, как правительству Дмитрия Медведева, которое провело два прошлых кризиса в берлоге, а действовать — стимулировать экономику протекционистскими методами, вкладываться в производство и снижать налоги. Вот только интересно, сможет ли кабмин с премьером-"налоговиком" пойти на такие меры? Он явно ставился для решения других задач.

"Правительству Мишустина изначально ставилась совсем другая задача, не связанная с мобилизационной составляющей. Мишустин – это настройщик системы. А в данной ситуации нужен уже не настройщик, а комит (так назывался начальник команды на галерах)", — пишет телеграм-канал ВЧК.

"Дальше два сценария: фантастический, когда наше правительство возьмётся за ум, и реалистический, когда власть до последнего будет отрицать наличие кризиса, рассказывать о непременном выполнении соцобязательств, девальвировать рубль, урезать бюджетные расходы, повышать налоги и даже вводить режим ЧС", — считает экономист Никита Кричевский.

О том, что кризис не должен был стать сюрпризом для власти, говорит Василий Колташов, он указывает на то, что многие спекулянты уже два года ждут, когда же им удастся сыграть на скачке курса, потому странно было бы думать, что власти сильно удивились сегодняшнему падению цен на нефть.

"Когда российские и международные инвесторы (или спекулянты), напуганные разрастанием ценовой войны, начнут масштабно распродавать акции российских нефтяных игроков?... А там есть шанс вернуться за стол переговоров с ОПЕК и успеть заключить новое соглашение, ведь по факту прекращение текущей сделки ОПЕК+ наступает 1 апреля. Чем не удачная дата для завершения хорошей игры на понижение?" — пишет "Нефть и капитал".

Возможно, падение цен на нефть и не было сюрпризом для властей, это объяснило бы "ускоренный" транзит, точнее, категоричный отказ от транзита. Вместо горячего желания развивать промышленность и пустить экономику по другому "не-либеральному" курсу, мы видим попытку "заморозить" систему на ближайшие десятилетия, обнулив президентские сроки Владимира Путина.

Владимир Путин(2020)|Фото: Госдума РФ

Но спасет ли это ситуацию? Если взглянуть на историю, то подобные кризисы не раз заканчивались серьезными социальным потрясениями. Историк Андрей Фурсов при этом обращает внимание на то, что мировая верхушка постарается сегодняшний кризис обратить себе на пользу и отсечь значительную часть капиталистической же верхушки — прежде всего "молодые деньги", которые появились за последние 20-30 лет, их и "пустят первыми под нож" — это касается и российских олигархов.

"Мы, безусловно, свидетели кризиса капиталистической системы, и в этой системе Россия — слабое звено, у нас нет того социального жира, который накоплен в ядре капиталистической системы, и в этом отношении наша ситуация хуже. С другой стороны, у нас социальный болевой порог намного выше, чем у людей на Западе, которые привыкли жить сытно, для которых катастрофа — какие-то бытовые проблемы, здесь ситуация довольно неоднозначная. Но то, что она будет развиваться в сторону постепенного ухудшения, у меня сомнений нет", — говорит Андрей Фурсов.



Елена Рычкова