16 марта на мировых рынках продолжалось паническое падение, и это несмотря на беспрецедентные меры ФРС – фактическое крайне быстрое (рекордное в истории ФРС) обнуление ставки и огромное вливание ликвидности, которые превышают бывшие программы смягчения QE. Аналогичные меры запущены другими мировыми ЦБ. Темпы падения превышают то, что мы видели в 2008 г. (!) Все эти факты свидетельствует о том, что мировой экономический кризис, который все ждали и предсказывали последние два-три года, начался. За три недели мировые рынки потеряли около 19 трлн долларов капитализации.
Торги на Нью-Йоркской фондовой бирже из-за резкого снижения приостанавливали в понедельник, 9 марта, и четверг, 12 марта. И наконец, 16 марта торги вновь приостановили еще раз, а за сессию рынок обвалился на 12 % (!). Многие рынки показывают худшую динамику с 1987 г.
В ряде стран кризис умудрился уничтожить рост рынков за огромный период времени, вплоть до 10 лет (!). Одна из наиболее пострадавших Польша, Чехия, Чили – на уровне 2009 г., Великобритания – на уровне 2011 г., Италия, Греция — 2012 г., Франция и Германия — 2013 г. Наибольшие абсолютные падения показывают Греция (45%), Италия (41%), Польша (41%). Франция и Германия упали на 35%.
Как это ни парадоксально, наилучшую динамику показывает наиболее пострадавшая от вируса страна – Китай – всего около 12% с максимумов января 2020 г. Судя по всему, этот факт отражает оценку решительности и эффективности мер КНР. Вместе с тем, по данным за февраль, экономика КНР показала худшие показатели за 30 лет: промпроизводство упало на 13,5%, инвестиции – на 24,5%, розничные продажи – на 20%.
Несмотря на падение на 26%, рынок США не так уж плох — это все лишь уровень конца 2018 г. Наш индекс Мосбиржи упал на 29%, долларовый индекс РТС – на 40%. Возможно, на рынках будут спекулятивные отскоки, однако если мы не увидим положительных новостей, рынки пойдут дальше искать дно.
Коронавирус – лишь предлог. Рынки падают из-за гигантского долгового и фондового пузыря, а также замедления мировой экономики, который наблюдался еще в 2019 г., в том числе спровоцированного торговыми войнами. Самое интересное, что мы постепенно входим в новую реальность, которую никто не мог предсказать. И возможно, она будет такой, как показано в ряде "диких" футурологических произведений. Если местные правительства не окажут срочных и прямых мер поддержки, такие отрасли, как транспорт (авиа и ж/д), туризм, развлечения, спорт, общепит, станут первыми жертвами вируса.
Огромные потери стоимости рынка акций неизбежно отразятся на банках, компаниях и инвесторах мирового рынка, рынки будут стагнировать, спрос – падать. Переоценка рисков вызовет сокращение денежного предложения и инвестиций. Замедление поставок комплектующих из КНР, а также падение рынка акций неизбежно вызовет замедление экономики США, первые признаки которого уже наблюдаются. По оценке Goldman Sachs, экономику США ждет спад на 5% во втором квартале. Сам Дональд Трамп признал возможность рецессии. Дальнейшее снижение рынка может создать явные проблемы для переизбрания Трампа.
Девальвация рубля составила уже около 21% (курс ЦБ на 17.03 – 74,12 руб./долларов с уровня 61.23 – 10 января). В нынешней ситуации динамика курса будет определяться ценами на нефть. При этом Bloomberg говорит о возможности падения рубля до уровня 97 руб./долл.
С начала года цены на нефть упали на 55%. 16 марта пробит уровень 30 долл./бар., но потом пошел небольшой отскок. Первоначальной причиной падения цен явилось замедление экономики КНР и общее падение спроса на нефть. Но ситуация усугубилась дерзкой ценовой войной со стороны Саудовской Аравии, предпринятой (как и во времена СССР) с целью вызвать ослабление России.
В связи с голосованием 22 апреля ситуация будет всячески удерживаться, но нельзя исключать, что к этому времени начнут проявляться первые кризисные явления. Банк России с неизбежностью поднимет ставку, из-за девальвации вырастут цены на импорт, вместе с ними и общая инфляция. Падение стоимости акций и рост стоимости доллара вызовут проблемы у банков и компаний, неизбежен отток капитала и сжатие рублевой денежной массы, что ударит по спросу. Замедление экономики КНР бьет по всем ценам на сырьевые товары, экспорт которых составляет основу нашей сырьевой экономики. Также скажется наша зависимость от поставок комплектующих и сырья из КНР. Дальше экономика начнет замедляться, начнет расти безработица.
Меры, которые принимаются сейчас в мире, по сути, сравнимы с военными. Самое главное – насколько велики будут успехи в борьбе с эпидемией, если до середины года ситуация будет стабилизирована, рынки и цены на нефть начнут восстановление. Если эпидемия продолжит свое распространение по миру и успешные средства не будут найдены, ситуация может стать критической и мы можем получить кризис, аналогов которому еще не было.
Пока ситуация с вирусом в России нормальная, однако если его шествие начнется и здесь в сочетании с финансовым кризисом, мы можем получить одно из тяжелейших испытаний в современной истории.
Вместе с тем, несмотря на то, что США хотели вытеснить КНР с позиций нового мирового лидера, как это в свое время они сделали с Японией, в нынешней ситуации это вряд ли возможно. Китай имеет все технологии и производственные мощности, удобную инфраструктуру, а также внутреннее единство народа, и время для таких атак упущено безвозвратно. На создание новой альтернативной промышленной мастерской, например, в Индии нужно значительное время.
Один молодой человек заявил с экрана телевизора: "коронавирус – это операция переформатирования мировой экономики". И это не одно мнение. Пару лет тому назад видел статью о том, что мировая элита использует следующий кризис для создания нового экономического порядка. Кто творец этой операции? И в чем заключается переформатирование? В том, что мир превратится в глобальную тюрьму, где нельзя будет обниматься, все будут сидеть дома, а полиция с собаками будет везде искать заболевших и нарушителей?
Посмотрим на ситуацию по сути. Китайский вирус, американский пузырь и безмерные амбиции саудитов запустили глобальное падение стоимости активов и девальвацию национальных валют, в первую очередь, в сырьевых экономиках. Нетрудно догадаться, кто будет в выигрыше: эмитент доллара — США и транснациональные корпорации, которые будут скупать активы в наиболее пострадавших экономиках.
Независимый экономист Александр Одинцов