Аналитика


Вот он – дивный новый НЭП!
Экономика | В России

НЭП по-российски наступил.

Совсем недавно рупор госпропаганды – главред RT Маргарита Симоньян взывала власти к тому, чтобы совершить левый поворот.

"Вообще в нашей истории есть пример молниеносного выхода из самого чудовищного кризиса и разрухи. НЭП называется. И зависит только от политической воли", – писала она.

Журналист уже давно довольно тонко улавливает направления мысли в кремлевских башнях, так и накануне назначения Михаила Мишустина главой правительства именно она указывала на его кандидатуру. Пророчество сбылось и сейчас.

Спустя несколько дней после призыва Симоньян, который, кстати, к большому удивлению, подхватили и многие либералы, озаботившиеся надвигающимися финансовыми проблемами и ратовавшие за всяческие поблажки для бизнеса ("потому что НЭП"), выступает Владимир Путин, обещает послабления страдающим предпринимателям и делает тот самый левый поворот – объявляет налог с уходящих в оффшоры доходов в 15% (вместо 2%) и вкладов свыше 1 млн руб. – в 13%. То есть как бы обещая постричь крупных барашков и призывая при этом сплотиться для решения проблем.

Но вспомним, что же такое НЭП – политика, которая позволила расти на 20-40% в год после периода военного коммунизма и выйти на основные показатели 1913 года? Она подразумевала кардинальное снижение налогов на крестьян – а тогда это 80% населения. С 85% во время военного коммунизма до 30% в начале НЭПа, затем – до 20%. Беднейшие крестьяне (а это тогда 20%) полностью освобождались от налога. При этом был введен прогрессивный налог. Со сверхдоходов (тогда это примерно свыше 15 средних зарплат по стране, т.е. в варианте современной России – свыше 700 тыс. руб. в месяц) брался налог до 50%. Также был прогрессивный налог на наследство – от 0 до 90%. По высшей ставке облагались наследники крупных частных предприятий.

Считаете, у нас не то время, чтобы сравнивать послевоенную разруху и пресловутую путинскую стабильность? Однако даже сам Путин признает, что коронавирус приведет к более масштабным потрясениям, чем мировой финансовый кризис. То есть эпидемиологическая ситуация серьезно усугубит финансовые проблемы в мире. Добавьте к этому ситуацию на нефтяных рынках, спровоцированную выходом России из сделки ОПЕК+ – и впору говорить об идеальном шторме, в котором оказалась наша страна.

И что же предлагает наше правительство во главе с профессиональным налоговиком?

Уже тут многие удивились – а что, так можно было? А Владимир Путин предложил ряд более радикальных решений, мы о них упомянули. И все же – никакого кардинального снижения налогового бремени для большинства слоев населения и для предпринимателей средней руки нет и в помине!

И тут есть еще одно большое но, о котором забывают как наши госпропагандисты, так и либералы. Публицист Анатолий Вассерман напоминает, что хотя с середины 20-х и примерно до середины 50-х годов в СССР примерно 9/10 разнообразия продукции обеспечивали производства, принадлежащие своим работникам, как тогда говорили – артели, но примерно 9/10 общего объема продукции давали производства, принадлежащие государству. Советский НЭП, пример "молниеносного выхода из самого чудовищного кризиса и разрухи", подразумевал планирование и контроль за экономикой со стороны государства.

Наверное, именно поэтому всеобщая эйфория от выступления Путина сменилась полной растерянностью, порой переходящей в панику. Никаких объяснений, постановлений и четко выстроенной работы всех структур и систем, которые должны были обеспечивать выполнение заявленного, не последовало.

Например, российский лидер предложил ввести каникулы не только по ипотечным кредитам, но и по потребительским: если доход человека в месяц сократился более чем на 30%, то он сможет без штрафных санкций получить отсрочку. А банки заявляют, что такие меры уже существуют, и они универсальны – вне зависимости от того, испытал на себе человек последствия коронавируса или попал в другую сложную жизненную ситуацию.

К тому же первые заявления министров-финансов показали, что новые налоги на богатых начнут действовать нескоро (и начнут ли вообще?) – Антон Силуанов заявил, что налог на банковские вклады станет взиматься лишь с 2022 года. Таким образом, для чрезвычайных мер по финансированию экономики он не подойдет.

А экономист Никита Кричевский, как передает Infox, обеспокоен тем, что налоги по вкладам могут вытолкнуть вкладчиков на падающий фондовый рынок, а также совершенно не понятно, что в сложившейся ситуации делать самозанятым.

Председатель комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза тоже усматривает непоследовательность действий наших властей.

"Государство сегодня хвастается, что изъяло огромный объем финансовых ресурсов из экономики и накопило именно для этого. Но раз для этого, то используйте, покажите, что именно для этого вы копили. Главная задача в условиях кризиса всегда у государства – это сохранить функционирование экономики, чтобы продуценты работали, и потребители могли покупать", – заявил он Накануне.RU. По его словам, правильнее было бы снизить проценты по кредитам, сейчас же предлагаются лишь отсрочки по выплатам.

Президент Российско-Китайского аналитического центра Сергей Санакоев подмечает большую разницу в условиях антикризисных мер в нашей стране и той же Поднебесной, которая первой столкнулась со вспышкой коронавируса и экономика которая подразумевает принципы планирования.

"Богатые сейчас будут платить эти 13%. А что, они еще и не платили, оказывается? То есть народ, врачи, учителя платят, а они не платят? У нас вообще идеальный шторм, потому что и так большинство населения живет от зарплаты до зарплаты. И тут затевается и конституционная реформа, а у людей возникает мощнейшее недоверие к власти – то, чего в Китае как раз нет. Там если власть сказала – значит, делаем", – рассказал эксперт Накануне.RU.

Так что можно ли считать нынешние инициативы власти "новым НЭПом" (простите за тавтологию)? Или опять замах на рубль, а удар на копейку?

Экономист Александр Одинцов считает, что по-настоящему к новой экономической политике придется переходить только при затяжном снижении цен на нефть. "Предложения по новой экономической политике давно существуют, у Константина Бабкина есть предложение Нового курса, все давно проработано, но упирается в эту глобалистскую модель. Нашим элитам, которые сидят у сырьевой кормушки, зачем внутреннее развитие страны? Если люди начнут действовать и создадут нормальные производственные проекты, то они же составят конкуренцию тем, кто думает только о том, какая будет цена на нефть", – сказал он в беседе с Накануне.RU.

Эксперт Сергей Санакоев напоминает, что малые и средние компании обеспечивают значительный процент ВВП Китая. Чтобы удержать ситуацию на плаву, необходима ориентация на собственное потребление. Что и делают в КНР.

"Что делало китайское правительство в эти годы и делает сейчас? Это ориентация на собственное потребление. И за последнее время они вывели средний класс в численность более 400 млн человек. Что это означает? Когда количество среднего класса превышает 300 млн человек, а средний класс это люди, которые могут купить себе квартиру, машину, поехать за границу (хотя сейчас это и неактуально), то система превращается в замкнутую – то есть они сами производят, сами потребляют. Поэтому Китаю сейчас ничего не грозит. А с учетом того, что они проявили в эти дни мощнейшую мобилизацию и фактически еще больше сплотились вокруг Компартии Китая, то смешно будет говорить, что их ждет какой-то коллапс. Китайцы всему миру сейчас готовы помочь и гордятся тем, что вышли первыми из такой ситуации", — подчеркнул он.

Эксперт также обратил внимание на то, что ситуация на рынках вызвана не коронавирусом, а мощнейшим мировым финансовым кризисом, который давно назревал. Сейчас его лишь пытаются прикрыть эпидемией, поэтому мировая элита и "играет в эти информационные игры".

Согласно математической модели управления, которой придерживается публицист Анатолий Вассерман, экономическая политика, проводившаяся в СССР с середины двадцатых годов, когда ключевые крупные производства с малым ассортиментом, но большим объемом принадлежали государству, а производства с большим ассортиментом и малым объемом – частникам, оптимальна для любой экономики.

"По некоторым подсчетам, и сейчас структура производства в РФ приближается к этому оптимальному соотношению. Потому что очень многие крупные производства даже если формально считаются частными, то фактически так или иначе, в разных формах контролируются государством. Но к сожалению, единого контролирующего центра вроде Госплана советских времен сейчас фактически не существует. Экономический блок правительства РФ всеми копытами отбрыкивается от самой возможности влиять на производство и занимается этим влиянием только тогда, когда никак не может отвертеться. Поэтому мне представляется, что официальная постановка задачи централизации и управления крупными производствами полезна, так сказать, концептуально, чтобы экономический блок правительства понял наконец, чего от него ожидает остальная страна", – заключил Анатолий Вассерман.

Еще материалы спецпроекта "Выжить в коронакризис":



Павел Мартынов