25 марта президент Владимир Путин обратился к нации, обозначив ряд первоочередных мер социального характера и мер экономической поддержки для бизнеса (полный список). Совершенным новшеством от Путина стало заявление о том, что теперь собственники российских предприятий, которые выводят прибыль из страны в виде процентов и дивидендов, цитируем, "должны облагаться адекватным налогом".
Путин специально уточнил, что сегодня в результате различного рода схем "оптимизации" ставка по таким операциям в 2/3 случаев не превышает… 2%. То есть вывозишь капитал за границу из России и получаешь... еще и льготную ставку налогообложения. Президент потребовал поднять эту ставку до 15% в случае вывоза капитала и пригрозил разорвать соглашение с иностранными партнерами, если они не примут, снова цитата, "наших предложений".
По данным Центробанка, чистый отток капитала из России в прошлом году составил 26,7 млрд долларов, годом ранее он превышал 63 млрд.
Владимир Путин потребовал ввести 13% ставку на полученные проценты по вкладам, превышающие 1 млн руб., по его словам, это коснется примерно 1% российских вкладчиков.
Не начинается ли разворот от глобалистско-монетаристской модели постсоветской экономики в РФ? Примечательно, что нетривиальная задача "раскулачивания" фактически ложится на нового главу Правительства – налоговика по прежней службе Михаила Мишустина.
Накануне.RU поинтересовалось мнением насчет введения столь радикальных мер у доктора экономических наук Андрея Гудкова и политолога Максима Жарова.
"Абсолютно справедливые меры, которые даже по Конституции сейчас отражают все права и обязанности каждого гражданина страны, – говорит Андрей Гудков. – В самом деле, почему, если вы получаете даже минимальную зарплату, вы платите 13% подоходного налога, если вы наемный работник, то сюда еще следует посчитать взносы в социальные фонды и т.д. А это уже, на минуточку, около 40% получаемого вами дохода. Если у нас в Конституции записано о равных правах и обязанностях, откуда такая несправедливость? Кто-то платит 13%, а кто-то – 2%, ну чуть больше, но все равно в процентном составе меньше обычного гражданина?"
Эксперт говорит, что даже без всяких "оптимизаций", сегодня действует система, при которой собственник или наследник крупного бизнеса заплатит по ставке 27-30%. Наемный работник, повторимся, платит порядка 40% вместе с работодателем.
Гудков добавил, что сам же Путин, будучи премьер-министром страны в 2010 году, формировал и вводил такую налоговую шкалу.
"Ситуация изменилась, льготы богатым отменяются?" – задали мы вопрос.
"Мне сложно сейчас говорить о резонах, но, видимо, есть причины. Согласитесь, десять лет назад ситуация и в мире, и в экономике была другой, отсюда предложенные меры. Которые запоздали, на мой взгляд", – добавил эксперт.
Политолог Максим Жаров объясняет, в чем изменилась ситуация для российских элит и общества.
"Думаю, это очень своевременный шаг – потому что идёт падение мировых рынков и из-за коронавируса и из-за игры на понижение на нефтяном рынке, и многие богатые люди в стране, бизнесмены, владеющие акциями предприятий и играющие на фондовом рынке, начали спешно выводить из страны деньги и это сказывается неблагоприятно уже на макроэкономических показателях. Неслучайно Центральный банк фактически под предлогом мер по борьбе с эпидемией пытался ограничить объём наличных денег в экономике. Чтобы люди не вынимали слишком много денег из банкоматов. Эта мера означает отход самого Владимира Путина от монетаристских концепций управления экономикой и разворот в целом страны к более консервативным методам управления экономикой", – говорит он.
По его словам, это фактически чрезвычайные меры, которые имеют долгосрочный характер.
А объявление нерабочей недели, по всей видимости, должно заменить режим ЧС, который вводить теперь не будут.
"Я хотел бы отдельно отметить объявление нерабочей недели. Это вторая по важности, по сенсационности мера. Она свидетельствует, что руководство страны действительно обладает реальной информацией о количестве инфицированных коронавирусом и предпринимаются все, в том числе такие косвенные, но чрезвычайные меры по ограничению распространения инфекции. И, соответственно, я думаю, эти каникулы не случайно сделаны, а чтобы не вводить режим чрезвычайной ситуации, который фактически в стране уже действует", – говорит он.
Все меры, которые озвучивал президент, будут финансироваться из федерального бюджета и из ФНБ. Кубышку власть фактически распечатывает и будет из неё тратить деньги. Многое будет зависеть от правительства, от регулирующих структур на рынке труда.
"А если они не будут доказывать свою эффективность соответственно, появятся иски в суды от граждан, которым работодатели не будут компенсировать заработную плату, утраченную во время этих каникул. И если появятся многочисленные нарушения трудовых прав граждан – не исключена смена профильного министра и смена главы ведомства, регулирующего отношения на рынке труда", – сказал эксперт.
Добавим, что на вечер 25 марта все еще неясно, как все меры будут оформлено законодательно и в какие сроки.