В России на месяц продлен режим самоизоляции для граждан, по предложению президента существование в четырех стенах для большинства населения пока необходимо, но в случае улучшения эпидемиологической обстановки режим может быть снят и раньше мая. В это, конечно, мало кто верит, есть масса вопросов и по предпринимаемым мерам в регионах (по сути с 2 апреля резко расширены полномочия глав субъектов в части введения ограничительных мер) и даже по их реализации. Самые простые и животрепещущие вопросы для миллионов наших граждан – кто и из каких средств будет оплачивать им месячный вынужденный простой на работе, почему вводятся пропуска на автомобили и ограничивается передвижение между городами – как теперь добираться в больницы и к пожилым родственникам? Но обо всем по порядку.
Понятна ситуация в организациях бюджетной сферы, компаниях типа ГУПов и МУПов, там, где убытки всегда компенсировались бюджетом. Денег пока хватит на такие организации. Но у нас как минимум половина работников занята в частном секторе, кто-то оформлен, а кто и не оформлен – с ними как быть? Работодатели сегодня заставляют их массово писать заявления "по собственному" не из какой-то вредности и человеконенавистничества, а просто потому, что сам бизнес находится в состоянии комы. Никакие кредиты с нулевой ставкой на выдачу зарплаты, никакое понижение процентных ставок, арендных платежей и прочие половинчатые меры уже никого не спасут. Даже кредит с нулевой ставкой придется рано или поздно отдавать, а отмена части обязательных платежей в госфонды по большому счету все равно мало кому поможет. Особенно умиляют фразы из правительственных документов по поводу "отсрочки на три месяца". А что, через три месяца у предпринимателей и бизнеса вдруг все резко, что называется, "попрёт" и они смогут безболезненно заплатить налоги, да еще оставить себе денег на развитие? С чего это такая уверенность в столь радужной перспективе?
Только в Москве ожидается высвобождение до 3,5 млн работников, занятых прежде в сфере торговли, услуг и т.д. Но не будем забывать, что еще больше таких людей может оказаться в регионах, где работа на небольших рынках, в маленьких магазинчиках, автосервисах, придорожных кафе является единственной формой получения людьми дохода. В столицах люди, потеряв заработок, все-таки имеют возможность найти себя в других компаниях или даже сферах. О какой диверсификации можно говорить в городке с населением в 10-20 тыс. человек, где всю жизнь работало два магазина, одно кафе, ну и т.д.?
Каким образом люди, готовившие тексты обращения Владимира Путина к нации, учитывали и просчитывали все эти моменты? Волей-неволей вспоминаешь обращение предпринимательницы, владелицы сети небольших кофеен и кондитерских, к президенту, женщина чуть не плача призвала главу государства "спустить чиновников на землю, прислать этих людей, чтобы они лично посмотрели на состояние дел".
К сожалению, по-видимому, для большинства бизнесов в России все меры поддержки уже запоздали, да и кто и что получит в реальности – большой вопрос... Меры не просто запоздалые, но половинчатые и явно недостаточные для выправления ситуации, это не наше частное мнение, это мнение бизнеса и региональных законодателей.
Как известно, в своем обращении в четверг 2 апреля Путин особо остановился на расширении прав глав регионов и субъектов в части мер, которые предпринимаются для борьбы с коронавирусом. Президент справедливо указал на то, что Россия – огромная страна и управлять всем из Москвы невозможно, да и учитывать специфику, количество населения, уровень экономического и социального развития необходимо. В общем, не поспоришь со всем этим.
И в принципе меры из серии "кто во что горазд" на местах уже появились. Например, глава Чечни Рамзан Кадыров еще до выступления Путина объявил о закрытии административных границ республики (за исключением, понятно, поставок продовольствия, лекарств и т.д.) и введении комендантского часа, он должен кончаться в 4 часа утра.
Чечня первая из всех субъектов России решилась прямо и четко ввести столь радикальную меру, как комендантский час, все остальные главы и губернаторы ограничиваются очень непонятными "самоизоляциями" и прочими предписаниями, которые не предусмотрены ни в одном из законов.
На днях закрыт въезд в Крым для всех, имеющих тамошней прописки, это распоряжение главы республики Сергей Аксенова. Насколько адекватна законодательству и своевременна такая мера, если учитывать тот факт, что буквально в феврале-марте около 5 тыс. крымчан вернулись из заграничных поездок, включая страны, охваченные эпидемией коронавируса? Но массовое возвращение туристов – потенциальных разносчиков вируса, конечно, проблема не только полуострова…
Федеральные СМИ на днях живо заинтересовала тема введения особого режима на территории Челябинской области. Губернатор Алексей Текслер дал несколько интервью и местным, и федеральным СМИ по поводу "запрещается нарушать режим", "запрещается выходить на улицу", "будем штрафовать" и т.д. и т.д. В общем, объявленные меры в Челябинской области едва ли не превышали аналогичные в Москве. По факту выясняется, если внимательно ознакомиться с постановлением Текслера, что региональный документ – всего лишь копия и калька с указов мэра столицы.
К слову, в самой столице два дня все СМИ и федеральные каналы показывали сюжеты о рейдах полицейских по улицам, о выяснении личностей нарушителей режима самоизоляции, о якобы выписанных штрафах, кстати, звучала цифра что-то в 1,3 тыс. протоколов. Через два дня выяснилось, что ни по одному закону полицейские не имеют право выписывать на улице штрафы, и, как утверждают юристы, по большому счету они не имеют прав и полномочий и ограничивать передвижение граждан. Чтобы получить подобные права, власть должна для начала объявить о введении какого-то чрезвычайного режима (чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения), но этого пока не сделано. Все остальное без этого – лирика и не более чем благие пожелания…
И в связи со всем происходящим нет ли опасности получить некий вариант феодализма в результате того, что каждый губернатор и глава начнет в силу своего понимания реализовывать на месте какой-то комплекс мер? Грубо говоря, вдруг кому-то придет в голову не выпускать из региона медикаменты или, например, продукты.
"То, что Путин добавил самостоятельности на местах главам, скорее положительный сигнал. Не думаю, что приведет это к каким-то эксцессам", – заявил нам лидер южноуральского "Яблока" Ярослав Щербаков.
С ним соглашается член федерального политсовета партии "За правду" Дмитрий Довженко: "У нас в Челябинской области управленческая культура все-таки давно сложилась и развита, я не думаю, что будет делаться что-то совсем запредельное. Скорее региональные власти будут держаться в каком-то среднем тренде, это самый вероятный вариант дальнейшего развития событий".
И тут одновременно выяснилось, что Кремль не давал никаких санкций на закрытие границ или затруднение сообщения между регионами. "И даже суровый Собянин отказался не только "закрывать" Москву от соседних регионов, но и от выдачи москвичам спецпропусков, дающих право передвижения по городу", – напоминает политолог Александр Подопригора, комментируя попытки быть круче столичных и с помощью ГИБДД тормозить все движение на региональных дорогах. Выглядит все это действительно странно, пугающе, а главное – абсолютно бессмысленно.
В конце концов, многие ограничения наш народ готов был бы и потерпеть. Если бы государство не бросало их один на один с экономическими трудностями, к которым добавляются теперь еще и бюрократические проволочки при малопонятном правовом режиме – "самоизоляции".
До последнего времени весь правительственный пакет мер поддержки умещался в… 0,2% ВВП страны, сегодня он расширен, но не критично. На недостаточность мер поддержки для бизнеса указывает и Дмитрий Довженко. Он и поддержавшая его депутат Елена Вахтина предлагают освободить региональный бизнес от уплаты налога на прибыль за 2019 год (предложение прозвучало еще до 1 апреля). Сюда же – нулевая ставка по НДС и страховым взносам, ряду других платежей, население, по их мнению, следует освободить от коммунальных платежей.
Смысл предложенного – перестать выжимать налоги с уже лежащего на боку бизнеса и нищих граждан, чтобы затем когда-то начать выделять им субсидии и какую-то помощь. Ну, действительно, какой смысл вытаскивать деньги из одного кармана, чтобы потом положить эти же деньги в другой? Или никто не собирается докладывать эти условные деньги, по крайней мере, большинству субъектов? Тогда авторы инициативы справедливо указывают, что бизнес попросту через месяц в регионах перестанет существовать.
"На деле выходит очень странная штука – мера поддержки как бы есть, но многие по тем или иным причинам воспользоваться не могут", – уточняет Ярослав Щербаков.