Аналитика


"Люди звереют от бессмысленности". Коронавирусные будни "спецрежимного" Севастополя
Общество | В России | Республика Крым

В Европе уже вовсю свирепствовал коронавирус, когда 23 марта наш корреспондент прилетел в Симферополь. Крым встретил снежным бураном и абсолютным спокойствием. Никаких проверок в аэропорту, никаких масок на лицах полицейских, по какой-то таинственной причине снимавших всех прибывших на видеокамеру.

Уже на следующее утро в Севастополе сияло солнце и о снегопаде не напоминало ничего. Как и о коронавирусе. Вплоть до всероссийских каникул во всемирном коронавирусном помешательстве город не участвовал. На улицах и базарах толпились местные жители, многочисленные строители спешили закупить материалы для строительства коттеджей, ведущегося в последние годы с огромным размахом. Город растет на глазах.

В первый день каникул выяснилось, что "в рамках борьбы с пандемией" с 10 до 16 часов отменен автобусный маршрут №3 и живущие на мысе стоят перед выбором – или укладываться в предложенный график, или ездить на машине.

Смысл ограничения так и остался загадкой, ведь ограничение движения неизбежно привело бы к тому, что плотность заполнения оставленных рейсов возросла. К счастью, в администрации быстро пошли навстречу "многочисленным просьбам трудящихся" и уже на следующий день автобусы снова пошли как часы и без перерывов.

Никакие производства не останавливались, все продовольственные магазины продолжали работать. Закрылись рынки, прекратил работу строймаг "Новоцентр", оставив лишь обслуживание по безналичному расчету постоянной клиентуры. А вот такой же огромный "Домострой" работает в прежнем режиме и взял на себя и тех, кто раньше покупал стройматериалы у закрывшегося конкурента. Само собой, количество покупателей возросло и это на сегодня единственный в городе магазин, в котором есть очереди.

Магазин в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU

Магазин в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU

Да, слухи о дефиците туалетной бумаги, гречки и воды оказались "сильно преувеличены". Для предотвращения ажиотажного спроса в магазинах демонстративно выложили целые стеллажи гречки самых разных производителей и расфасовки. Из туалетной бумаги и паков с водой выкладывали целые крепостные стены и сторожевые башни.

Магазин в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU

Магазин в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU

На рынке регулярно остряки демонстративно кашляли, а приятели с "ужасом" разбегались под крики "коронавирус". Но столь ожидаемой паники так и не случилось.

При этом нельзя не отметить дисциплинированность населения. Людей на улицах и в магазинах стало меньше раз в десять, количество машин тоже снизилось кратно. С учетом происходящего недоумение вызывает тот факт, что администрация приняла решение ввести с 7 апреля в городе пропускной режим. Формально теперь в городе можно появляться на улице лишь по пропускам. Нет, никто не спорит, строгость наших законов облегчает их игнорирование. Но открытым остается вопрос: "Зачем, Савва? Ну скажи, зачем тебе это нужно?"

Ведь реакция жителей Севастополя очевидна – люди звереют от бессмысленности. А если еще их начнут массово штрафовать, то шишки посыплются на голову лично президенту России – город федерального подчинения и губернатора сюда назначает Владимир Путин. Пока есть лишь одно логичное объяснение – на днях состоится селекторное совещание президента с губернаторами и те будут докладывать о своих успехах в борьбе с тем, что в Севастополе не существует – со страшной и ужасной эпидемией.

Магазин в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU

Туалетная бумага в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU

Само собой, каждый губернатор страхуется и с чисто бюрократической ответственностью решает поставленные перед ним задачи. Сказано "пандемия" – будь любезен "сдержать и не пущать". Куда проще ввести пропуска и доложить об успехах. А то, что люди уже рассказывают о том, как перекрываются полицией улицы в городе и телевизионщики снимают отсутствие прохожих, местным властям неведомо. И уже не важно, вымысел это или факт из жизни города – негативная реакция на бюрократию, которая мешает жизни, обеспечена.

При этом за последние несколько суток новых случаев заражения коронавирусом в городе нет. В инфекционной больнице остаются 25 человек. Наблюдаются по месту жительства 1340 человек. При этом, из находившихся с начала года под наблюдением 4952 человек, по завершении карантинного периода снято наблюдение с 3612.

Согласитесь, обычный сезонный грипп в четвертьмиллионном городе наносит куда больший удар. Здесь интересно еще и то, что на сегодняшний день уже выдано почти 60 тыс. пропусков. Если учесть, что многим он не нужен, а детям их просто не выдают, скоро окажется, что такой документ есть в каждой семье и всё снова вернется к тому, что только и исключительно здравый смысл горожан заставит их лишний раз не выходить на улицу, а сама пропускная система послужит лишь для галочки в отчете об успешной работе.

Впрочем, было бы несправедливо ограничиться критикой бюрократов. С начала второй недели открываются хозяйственные магазины, ларьки, даже цветочные, на базаре вновь торгуют шаурмой, да и сами рынки открылись.

Рынок в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU

Магазин бытовой химии в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU

Пользуясь резким снижением транспортных потоков, вовсю ремонтируются дороги, дома и подъезды обеззараживаются. В городе еще до объявления пандемии создали штаб при губернаторе и работающие там знакомые удивляются – он действительно работает. В социальных сетях постоянно публикуется полезная информация, оперативно разоблачаются вбрасываемые туда "доброжелателями" страшилки. Набрана большая команда волонтеров, которые принимают звонки по горячей линии и развозят заказы одиноким старикам, оказывают и другую, в том числе и психологическую помощь.

В целом, если бы не чисто бюрократические эскапады ради красивой отчетности, положение в городе можно было бы счесть образцово-показательным и приводить в пример остальным городам России.

А так, пока на четверку с минусом.

Зато есть к чему стремиться!

Рынок в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU

Рынок в Севастополе(2020)|Фото: Накануне.RU



Михаил Он